Есть случаи откровенных мистификаций, особенно с фотографиями НЛО, когда "шутки ради" ученым присылают фотомонтаж или просто снимок пейзажа, видимого через окно, где на стекле сияет отблеск люстры, весьма напоминающей группу таинственных "тарелочек".
Иногда свидетели в силу своей неинфомированности просто не могут объяснить для себя вполне рядовое явление. Мне много раз присылали фотографии с потрясающе красивыми НЛО в форме ажурной световой юлы. Обычно в таких письмах всегда задавался вопрос: "Что это? Во время съемки ничего подобного мы не наблюдали!" А разгадка тут очень простая. Если при съемке против объектива есть сильный точечный источник света, то объектив дает на пленку блик именно такой необычной формы. Вы можете промоделировать эту ситуацию, взяв обыкновенную лупу или увеличительное стекло. Преломившиеся солнечные лучи упадут на лист бумаги (если он расположен не в фокусе и под определенным углом) и дадут световой зайчик в форме юлы.
Есть сообщения о загадочных феноменах от явно психически неполноценных людей, а также от людей, стремящихся к дешевой популярности. И неудивительно поэтому, что самыми расхожими объяснениями аномальных явлений в консервативной научной среде стали: "Обман! Мистификация! Шарлатанство!" Но скептики забывают, что приклеив ярлык "Обман", если факт обмана объективно не доказан, они встают на путь допущений и предположений, то есть по сути выдвигают гипотезу, которая ближе всего отражает их мировоззрение. Но это допущение остается лишь допущением, имея на существование такие же права, как и гипотеза "Пришельцев из стомерного пространства" или "Путешественников на машине времени из двадцать первого века". Факт обмана должен быть четко установлен. Увы, это случается — нечасто, между тем как гипотеза обмана преподносится обычно как истина в последней инстанции. Но настоящая правда лежит где-то посередине между "этого не может быть, потому что не может быть никогда" и "все на свете может быть". Любая из этих крайностей мешает пониманию таких "тонких сфер", как аномальные природные явления. Хотя лично мне кажется, что слепая вера при этом порой много хуже, чем здоровый скепсис. Слепота мешает разглядеть даже явный обман, которого немало в этой области.
Я видел мистификаторов, которые пытались нажить свой капитал на человеческой доверчивости, тяге к чуду.
Обманывали экстрасенсы, у которых далеко не всегда получалось все лучшим образом, а им хотелось выглядеть в глазах публики на "пять с плюсом".
Обманывали обыкновенные люди, которые из странного тщеславия приписывали себе свойства, которыми на самом деле не обладали.
Обманывали очевидцы, которые лишь чуть-чуть приукрашивали события. Но от этого "чуть-чуть" факты представали вдруг в совершенно ином свете, неожиданно приобретали совершенно особый смысл и значимость.