Гораздо сложнее объяснить во всем этом наборе феноменов появление призраков (шаман в пещере, ведроголовые пришельцы, "минотавры"). Если светящиеся шары признаны объективной реальностью — той самой, что существует и вне наших ощущений (есть достоверные фотографии этих НЛО), то природа призраков еще совершенно не ясна. Существуют ли они в действительности? Или являются всего лишь галлюцинациями? Ответа пока нет. Но даже если верно последнее, если эти загадочные фигуры существуют лишь в воображении людей, мозг которых подвергся воздействию изменившегося геофизического поля, то феномен не становится понятнее. Не могут же быть одинаковыми галлюцинации у совершенно разных людей! Не могут. И в то же время показания очевидцев совпадают порой в мельчайших подробностях. Значит, призраки действительно бродили по Пермской зоне? Или возможно не менее фантастичное предположение, которое логично вытекает из имеющихся фактов — полное совпадение галлюцинаций (описание таинственных фигур или кадров так называемого "кино") может означать одно — излучение, воздействующее на мозг, несет четко организованную зрительную информацию. А это значит… Ну как тут не вспомнить "сумасшедшую" гипотезу Яницкого о разумной Земле? Или это пришельцы из другого измерения пытаются наладить с нами контакт? Или какой-то иной Разум шлет сигналы? Так или иначе, загадка эта остается пока без ответа.
Призраки поднебесья
Где рождаются НЛО — в небе или на Земле? Я хочу обоими глазами посмотреть, кто это бродит в небе.
Н. Гумилев. "Звездный ужас"
"Если бы люди чаще смотрели на небо, они бы удивились, как много необычного происходит там", — так говорят уфологи — специалисты, занимающиеся неопознанными летающими объектами. Небо никогда не бывает пустынным. То мелькнет птица, то высотный самолет протянет за собой белый след, то возникнет облако необычной формы. А иногда там происходят совершенно фантастические вещи, которые трудно объяснить известными земными причинами.
Отношение к НЛО сегодня неоднозначно. Хотя общественное мнение в последнее время стало меняться, но все равно большинство по-прежнему относится к "тарелочкам" скептически.
Сакраментальная фраза "Этого не может быть!" так долго вбивалась в общественное сознание, что стала на сегодняшний день самым веским аргументом в спорах об аномальных явлениях.
Она настолько въелась в нас, что невольно возникает при каждом столкновении с необычными фактами, выпадающими из обыденного порядка вещей.
Помню, как весной 1987 года в редакции раздался странный звонок. Мужской голос сообщал, что над улицей Горького пролетел немецкий самолет и сел прямо на Красную площадь… Вы уже догадались, какова была первая реакция на это сообщение: "Бросьте ваши шутки. Этого не может быть!" Возможно, все дело тут в нашей психологии — никому не хочется выглядеть смешным и глупым человеком, которого легко провести на пустяке. Поэтому прошло несколько часов, прежде чем мой знакомый фоторепортер, подстегиваемый любопытством, решил все же проверить: "А чем черт не шутит?" И в награду судьба подарила ему возможность сделать уникальный снимок "Сессны-172", на которой девятнадцатилетний Матиас Руст, стартовав в Хельсинки, пересек несколько границ и закончил свой безумный перелет на брусчатке перед Московским Кремлем.
По горячим следам я провел небольшое расследование. Опросил очевидцев — продавщиц цветов, мороженого, табачных и газетных ларьков, расположенных по маршруту, которым Руст пролетал над улицами столицы. Увы, результаты были самые неутешительные. Одни вообще прозевали это событие. Показания других были настолько противоречивыми, что вызывали большое сомнение. И если бы я не видел фотографии спортивного самолета на Красной площади, то никогда бы не поверил столь путаным рассказам.
Единственные, кто толково поведал мне о случившемся, были постовые. И я сделал для себя четкий вывод — работники милиции и вообще люди в форме — самые надежные свидетели. И потому их показания занимают самое почетное место в моем архиве, где собраны факты о наблюдениях НЛО.
Надо сказать таких рассказов скопилось уже немало. Вот лишь некоторые из них, описывающие события, случившиеся в первые месяцы 1990 года.
Красноярск.