Здесь изучают "дыхание" нашей планеты. Ученые определяют, как гелий поднимается из глубин на поверхность, и, переведя на язык цифр эти едва уловимые эманации, рисуют картину строения недр. Это позволяет уточнить, как расположены структурные блоки, где протянулись разломы. И вот было замечено: перед землетрясениями "выходы" инертного газа нарушаются. Уж не предвестники ли они надвигающейся беды? Эти предположения решили проверить на полигоне Чашма Пойен в Таджикистане. Там же была проведена оценка и других симптомов, таких как странное поведение животных, изменение уровня воды в колодцах, повышение напряжения в пластах, колебания электромагнитного поля и др., с которыми обычно связывают приближение землетрясений. Результатов ждали с нетерпением и… не дождались. Порой все эти симптомы были налицо, вплоть до воя перепуганных собак и необъяснимого свечения в небе. А землетрясения не было. И наоборот: симптомов никаких, а землетрясение фиксируется.
И тогда ученые предположили, что изменения в гелиевом дыхании, землетрясения, колебания электромагнитного поля, страх, нападающий, на животных, — симптомы какого-то неведомого еще явления. При встрече Яницкий показал мне необычную карту. На светлом ее фоне четко выделялись темные пятна, разбросанные по территории нашей страны.
"Это своего рода статистические данные за много лет, — объяснил он. — Темным цветом отмечены места, в которых чаще всего возникают циклоны и антициклоны.
Завидное постоянство, не правда ли? Ототрите, воздушные вихри будто бы гвоздями прибиты к одним и тем же районам. С чего бы это? Эти же зоны словно магнитом притягивают всевозможные беды. И не только землетрясения. Здесь чаще, чем где-либо, возникают деформации грунта, пожары, гидроудары, выходят из строя электрические и радиорелейные системы, словом, случается много непонятного — вплоть до частых визитов НЛО. Как тут не подумать об общих закономерностях?" И в итоге исследований ученые обнаружили странную картину: оказалось, что недра бьются тревожным пульсом. Темп и сила его в последнее время почему-то нарастают. Все чаще и чаще возникают явления, которые специалисты назвали "короткоживущие подкорковые локальные возмущения" (КПЛВ). Длятся они от десятков минут до нескольких суток и приводят к изменению всех известных полей и сред.
Учащающийся пульс Земли грозит катастрофами. От его ударов на теле планеты словно бы вздуваются каменные нарывы. Поверхность действительно поднимается и опускается на несколько метров.
Феномен Бороздича — так окрестили эти явления, назвав их по имени первооткрывателя — сотрудника лаборатории. Э. Бороздич доказал: в очагах КПЛВ меняется даже сила тяжести. А теперь представьте, что в аномальной зоне расположено какое-нибудь сооружение. И землетрясение не нужно, чтобы разрушить его.
"Просела вдруг дамба, рельсы внезапно изогнулись, лопнул трубопровод — мы грешим на строителей, на эксплуатационников, — говорит Игорь Николаевич. — А может, не всегда они виноваты? Искривилась поверхность и сломала то, что на ней было.
Ведь никто и никогда не страховал конструкции от. подобных неожиданностей.
Слышали же в Башкирии за несколько часов до взрыва газа странный подземный гул, электроника кое-где барахлила. Мы считаем — это КПЛВ давали о себе знать.
Или возьмем, к примеру, Чернобыль. Нам рассказывали, что сразу после аварии на станции работала местная комиссия и первое ее заключение: в фундаменте произошли деформационные процессы, которые вполне могли повредить трубопроводы, привести к перекосам оборудования. Тут нечему удивляться — АЭС стоит на мощном структурном узле и место это издревле считалось гиблым. А вы бы посмотрели, как там вела себя атмосфера перед аварией! Она словно бы чуяла приближение беды. Резко менялось давление, возникший было глубокий циклон быстро сменялся антициклоном…
Что же это такое КПЛВ? В чем их суть? На этот счет есть пока только предположения.