Фили и Кутузовский проспект занимают в черном списке инспекторов по безопасности дорожного движения одно из первых мест.
Между тем, как сообщают некоторые исследователи московской топонимики, название Фили произошло от слова «хвиль» (хилый, нездоровый). Таковой считалась когда-то пойма речушки Хвилки, протекавшей по южной окраине Москвы. Ее высушили и застроили в 30-е годы.
Улицы Моховая и Понизовская (названия говорят сами за себя) тоже держат высокую планку по числу дорожно-транспортных происшествий, непонятных обрывов коммуникационных сетей.
На улице Болотной наблюдались странные «шаровые молнии, вылетающие из-под земли» (очень похоже на «огненные пузыри», описанные Н. Листратовым).
Каким же образом давно высушенные болота связаны с авариями и загадочными явлениями? А все дело в том, что и сами они лишь следствие более глубинных (в самом прямом смысле этого слова) причин.
Как показали исследования геологов, Москва стоит на целой сети земных разломов, над которыми и протекают реки, ручьи, образовываются овраги и болота. Приборы показывают, что края этих разломов «дышат» (постоянно движутся относительно друг друга), потому и рвутся там чаще трубопроводы и телефонные кабели. И не только…
Тут стоит вспомнить трагическое происшествие, случившееся 25 декабря 1967 года на улице Осипенко.
25 декабря 1967 года примерно в 21 час 30 минут в Москве на улице Осипенко под домом № 77 корп. 1 один за другим грянуло два мощных взрыва. Пятиэтажное здание рухнуло, превратившись в груду обломков. Погибло много людей (по некоторым данным, около 200 человек). Очевидцев тех событий сегодня почти не осталось, но свидетельские показания сохранились.
Гудкова Н. И. (дом № 77, корп. 2, этаж 5):
«Я смотрела телевизор. Меня сбросило со стула. Телевизор подпрыгнул, как будто его кто-то подбросил. Доски в полу выгнулись вверх. Комод не упал, но развернулся. Надела валенки, чтобы выйти на улицу, тут еще раз тряхнуло… Стекла в нашем доме выбило даже с противоположной от взрыва стороны… На улице встретила мужчину – идет держится за голову. Сказал, что его выбросило вместе с кушеткой с пятого этажа. Некоторых жильцов отбросило очень далеко – до (Краснохолмского) моста. Жутко было…»
Дроздова А. И. (дом № 77, корп. 2, этаж 2):
«Я стирала. Вдруг вода из ванны поднялась и выплеснулась вместе с бельем. Меня подбросило и ударило о стену. Пол в ванной вспучился. В комнате упали холодильник, телевизор, комод… Сына ударило о дверь и выбросило в коридор… Часть соседнего корпуса оказалась разрушенной. Некоторые блоки отбросило на окрестные улицы вместе с жильцами. Люди висели на деревьях. Одну женщину вместе с балконом зашвырнуло на Садовое кольцо…»
Специальная комиссия, расследовавшая трагическое происшествие, выдвинула несколько рабочих гипотез: диверсия, взрыв бомбы, сохранившейся со времен войны… В итоге был сделан вывод: «Произошел взрыв газа…»