Заместитель директора Международного института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН И. Кузнецов считает, что мы выходим на очередной виток повышения сейсмичности планеты. Он предупреждает и о другой опасности. Дело в том, что Земля покрыта целой сетью разломов, а в периоды «подземных бурь» они активизируются.
Исследования показали, что практически 80 процентов технологических катастроф (разрывы газопроводов, магистралей, электросетей) происходят в местах с пересечением таких трещин.
Наша столица стоит сразу на нескольких таких разломах (см. «Гиблые места»). И это не может не сказаться на уровне безопасности. События весны и лета 1998 года – яркое тому подтверждение.
Означает ли все это, что начиная с 1997 года всех нас ждет самюе мрачное?.. Смеем надеяться, что это не так. Ведь и на 1996 год пророки обещали нам немало неприятностей, в том числе и «модный» сегодня атомный апокалипсис.
Так, известный индийский астролог, генеральный секретарь Восточного и Западного астрологического института в г. Куттаке, предвещал «ограниченную ядерную войну» в апреле 1996 года.
Примерно на это же время назначал возможный международный военный конфликт с применением ядерных боеголовок известный американский пророк Карл де Нострадейм, считающийся потомком великого Нострадамуса и кроме множества верных прогнозов известный еще и тем, что удостоился личного приема у президента Клинтона, всерьез обсуждавшего с Карлом варианты возможной ядерной угрозы.
1997 год с его пророчествами остался позади.
Но 1998 год уже пугает нас обилием катастроф, болезней, политической и экономической обстановкой.
Сводки новостей невозможно смотреть равнодушно – что ни день, то серия очередных ЧП. Небо перестало держать самолеты – аварии следуют одна за другой. Гремят взрывы в шахтах, унося жизни людей. Рвутся трубопроводы, полыхают пожары, проваливаются под землю жилые дома…
Мы пытаемся утешить себя: «Нам только кажется, что катастрофы стали происходить чаще, просто раньше все сведения о них скрывали»…
Увы, это не так. Аварии и катастрофы действительно участились. Об этом свидетельствуют документы, которые мы получили в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ. Цитируем (простите за казенный слог, но из справки, как и из песни, слово не выкинешь):
«Общее количество чрезвычайных ситуаций за одиннадцать месяцев 1997 года составило 1538, что примерно на 40 процентов превышает показатели 1993 года… Прирост происшествий техногенного характера в большой степени обусловлен увеличением количества аварий в системах жизнеобеспечения, что, в свою очередь, является закономерным результатом ежегодного повышения степени изношенности основных фондов. Эта величина достигает сегодня 40—80 процентов…»
Что ж, прогнившие трубы, проржавевшая арматура, выработавшие свой ресурс двигатели – все это легко укладывается в житейскую логику. Но скажите, что могло «проржаветь» в природе, если и количество стихийных бедствий (согласно все той же справке МЧС) возросло в сравнении с 1993 годом на… 288 процентов.
Глядя на эти цифры, и впрямь можно поверить в близящийся конец света или в существование космических «фатальных зон», пересекая которые Земля испытывает воздействие космофизических факторов, усиливающих катастрофические процессы.