Контраст был ошеломляющим: только что вокруг были посыпанные песком дорожки парка, подстриженные газоны, аккуратный бордюр, и вдруг – покосившиеся кресты, заросли сорняков. Посреди кладбища стояла небольшая церковь, из открытых дверей которой доносились заупокойные молитвы на латыни. Испуганная девушка хотела повернуть обратно. В этот момент из дверей появилась похоронная процессия. Четыре человека, одетых в рубахи из грубого полотна и какие-то мешковатые штаны, несли гроб, за которым шла молодая плачущая женщина с несколькими ребятишками. Все были одеты в какие-то жалкие рубища, которых она нигде и никогда раньше не видела.
Охваченная страхом, Бернадетта бросилась бежать обратно. Через пару минут, придя в себя, она огляделась – ни церкви, ни заброшенного кладбища!
На следующий день она обратилась в городской архив. Выяснилось, что перед французской революцией именно в этом месте хоронили бедняков. Позднее кладбище было заброшено, а в конце прошлого века здесь разбили парк.
Бернадетта рассказала обо всем журналистам. На статью обратил внимание профессор Бержье, ученик Камилла Фламмариона, посвятившего долгие годы исследованиям различных таинственных событий. Бержье написал ассистенту кафедры неврологии и психиатрии Марсельского университета Полю Дешану и попросил того провести самостоятельное расследование.
«Эксперименты» на месте ничего не дали, открыть «дверь» в XVIII век больше не удалось.
Дешан решил продолжить исследования в ином направлении. Он рассуждал так: если «окно в прошлое» открывалось периодически, то весьма возможно проникновение в наше время людей оттуда… Исследователь продолжил поиски в психиатрической лечебнице. И сразу натолкнулся на необычный случай…
Некий Жак Травес был арестован за кражу хлеба. На вид ему было 40—50 лет, физически развит хорошо, но с явными признаками истощения. Он уверял, что родился в 1741 году в пригородном поселке, рано остался без родителей, работал в порту грузчиком, был женат, но детей не имел. Однажды он выпил с приятелем и вдруг очутился «на том свете».,.
В беседах с Дешаном Жак обстоятельно описывал реалии жизни в XVIII веке.
Архивы и церковные книги того времени серьезно пострадали во время французской революции, поэтому не удалось найти сведений о рождении Травеса и еще пяти пациентов психбольницы, уверявших, что они попали в наше время из прошлого.
Записи датировались промежутком времени с 1765 по 1790 год. События вышли из-под контроля, и медицинскому департаменту пришлось включиться в расследование. Оказалось, что у всех четырех оставшихся пациентов отсутствуют следы оспенной вакцинации. Иммунитет к туберкулезу и еще к нескольким инфекциям практически отсутствовал.
Эти данные по приказу министра здравоохранения были засекречены. Дешана предупредили: если он не перестанет «возбуждать общественность безответственными заявлениями», то будет предан суду, а также лишен врачебного диплома!
Исследования были прекращены. «Пришельцы из прошлого», переведенные в другой дом для умалишенных (с более строгим режимом), вскоре скончались от туберкулеза!..
Однако на этом история не заканчивается. Два любопытных студента из Лиона, приехавшие через два месяца в Марсель, вновь обнаружили «ворота времени». Однажды утром они двинулись от места, где сидела Бернадетта (скамейку уже убрали). Один из них пошел через аллею, сделал несколько шагов… и исчез.
Другой бросился было вслед, но в последний момент сумел удержаться. Подождав до сумерек, он обратился в полицию. Его выслушали, но после телефонного звонка «наверх» отказались принять заявление и предложили немедленно уехать из города…