и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
Из всех чисел натурального ряда семерка, пожалуй, самое «сакральное» число. Смысл 2 — символа дуального мира и 3 — трех сил, образующих наш мир, может быть постигнут. Но дальше начинается нечто, скрытое от нашего понимания настолько надежно, что нам остается довольствоваться только примерами. А таких примеров можно привести бесконечное множество.
В Египте семь — символ вечной жизни, число бога Осириса. Согласно легендам, в седьмом часу ночи к Змею Апофису подплывает лодка Ра, мертвый проходит через семь залов и семь дверей, чтобы попасть в Амерти. Кроме того, семь — символ творения (как и в христианстве).
В Древней Греции семь — символ Аполлона. Аполлон родился в седьмой день месяца, его лира имела семь струн. В легендах можно встретить семь Гесперид, семь кругов ада, семь врат, семь дочерей Астарты, семь циклопов, семь детей Ниобы, семь трубок флейты Пана и т. д.
Число семь упоминается в Ветхом и Новом Заветах 700 (!) раз. В исламской традиции существует семь невест и семь земель, семь врат рая и семь ступеней ада, семь пророков. Во время Хаджа в Мекку паломники должны семь раз обойти вокруг священного камня Каабы. Семь дней душа умершего проводит возле могилы. На седьмой день новорожденный получает имя.
Нет необходимости говорить о семи нотах и о законе октавы, о семи днях недели и о фазах луны и о многом другом, с чем мы сталкиваемся каждый день и чего уже не замечаем. Семь — число, пронзающее саму ткань нашего бытия, отголосок чего-то древнего, существующего в родовой памяти человека. Поэтому естественным представляется картина мира, который если уж состоит из нескольких частей, то обязательно из семи частей.
Но раз мы говорим о том, что структура реальности определяет место человека в нашем мире, нам необходимо понять эту структуру исходя из нее самой, не используя какие-то сакральные правила, смысл которых нам пока непонятен. Мы должны сделать это исходя из нашего обычного представления о мире, найти в нем те элементы, которые и разделяют его на несколько миров. Это непростая задача, но решать ее по-иному просто нет смысла.
Можно сделать это тремя путями.
Исходить из реальности, отыскивая в ней границы, разделяющие ее на уровни, миры, существующие друг в друге, но независимые друг от друга.
Исходить из человека, находя в нем самом те сферы, те структуры, на которые был разделен наш мир.
Двигаться параллельно, рассматривая границы мира по отношению к самому миру и к человеку.
Каждый из этих путей довольно сложен и длинен, и на них легко потерять то главное, ради чего я и пишу эти строки. Поэтому здесь есть смысл начать с конца, то есть сначала «нарисовать» общую картину, а уж потом описать ее, опираясь на те знания о мире и о человеке, которые есть у каждого из нас.