Если нам удается, мы находим конкретную причину для нашей тревоги. То есть находим в своей жизни одно или несколько "слабых мест", одного или нескольких врагов и связываем с ними наше НАСТРОЕНИЕ. Конечно же, они не имеют никакого отношения к истинным причинам, но это помогает почти всегда. Здесь мы переходим на уровень альфа-ритмов, на уровень нашей образной картины мира. Она всегда достаточно противоречива для того, чтобы в ней можно было найти повод для любых тревог. И при этом она достаточно податлива для того, чтобы мы могли «решить» все наши проблемы. Что-то нам не удалось, кто-то нас мало любит, в конце концов — жизнь проходит, а мы еще ничего не успели. И эти переживания полностью возвращают нас "во вчерашний день", блокируя возможность дальнейшего движения вперед. Мы ищем выход там, где его нет, но где есть множество знакомых нам приятных побрякушек. Жизнь не сложилась, но зато мы можем съесть что-то вкусное, напиться, попробовать заняться сексом, купить очередную ненужную вещь и т. п. То есть, найдя конкретные поводы для печали, мы всегда находим и конкретные поводы для радости. А раз все они связаны со "вчерашним днем", любое движение становится для нас бессмысленным.
Бывает, что этот механизм не срабатывает, и тогда мы начинаем «суетиться» — совершать множество бессмыс пленных и ненужных поступков и действий до тех пор, пока не израсходуем всю свою энергию. А в отсутствие энергии переход невозможен.
Но если нам удастся удержать состояние тревоги в его общей форме (то есть не связывая его с конкретными ситуациями) какое-то время, то наступает ощущение соприкосновения. Иная реальность становится ближе, чем наш повседневный мир. Мы еще не можем видеть ее, но ощущаем ее присутствие. Это — ощущение неизбежности перемен, ощущение того, что мир сдвинулся и остановить его почти невозможно. И тогда возникает последний барьер — СТРАХ ПЕРЕМЕН. «Я» большинства людей настолько неустойчиво, настолько привязано к конкретной реальности, что при ее резком изменении оно может полностью разрушиться. И эти люди боятся ПЕРЕМЕН больше всего на свете. Они готовы на все, чтобы сохранить привычный мир — на боль, на бедность, на унижения, даже на смерть, и они по-своему правы, так как ПЕРЕМЕНЫ для них — это нечто большее, чем смерть. Для этих людей переход почти невозможен.
Но есть и другие люди, в которых почти нет страха. Они не боятся перемен, они вожделеют их. Эти люди всегда готовы к приключению, и когда они ощущают СОПРИКОСНОВЕНИЕ, то у них появляется шанс изменить всю свою жизнь.
В практическом плане все сказанное можно свести к нескольким простым правилам.
— Не бойтесь ПЕЧАЛИ, не боритесь с ней, позвольте этому состоянию заполнить вас целиком. Печаль должна стать БЕЗЫСХОДНОЙ.
Отделите свое «Я» от ПЕЧАЛИ, наблюдайте за ней как бы со стороны. Это как мышечная боль после хорошей физической нагрузки. Сама по себе она неприятна, но вы можете с удовольствием прислушиваться к ней, как к свидетельству эффективности ваших физических упражнений.
— Используйте ПЕЧАЛЬ для того, чтобы определить границы перехода. Все происходит само собой: вы почти физически ощутите связь печали с какими-то элементами вашего «я». После длительной ходьбы вам кажется, что у вас болит все тело, а это всего лишь мышцы ног. Состояние ПЕЧАЛИ локализуется почти столь же точно. Какие-то привычки, дружеские или любовные связи, надежды — прислушайтесь, и вы найдете внутри себя много маленьких костыликов, которые привязывают вас к угасающему миру.
— Расстаньтесь с ними с благодарностью, но без сожаления. То, что сегодня становится обузой, когда-то было для вас источником радости и энергии. Просто вы выпили из этого источника все. Пришло время двигаться дальше, но прежде надо поблагодарить вес, что поддерживало вас на этом пути. Попрощайтесь, и пусть ваше прощание будет светлым. Если вам удастся сделать это искренне, от сердца, то ваше НАСТРОЕНИЕ изменится полностью. Грусть останется, но она станет маленькой, а все высвободившееся место займет ПРЕДВКУШЕНИЕ. Это как перед длительной и интересной поездкой: вам жалко уезжать, но вы уже не хотите остаться. И вы знаете, что если вдруг останетесь, вас не ждет ничего, кроме ужасающей скуки и опустошенности.