С другой стороны, «дрессировщик» тоже действует не по собственной воле. Его место в иерархии — деньги, статус и т. п. определяются тем, насколько он сумел понравиться «публике» — той Иерархии, частью которой он является. А в обычных случаях это можно сделать одним единственным способом — наполнить энергией «структуры», которые слишком абсурдны для того, чтобы люди смогли непосредственно принять их. Например, лев, стоящий на задних лапах перед маленьким дрессировщиком, символизирует прямое подчинение Силе Правила, которое возможно только в поле Паразита и противоречит всем правилам реальности. Когда мы сталкиваемся с необходимостью подчинения тем, кто явно «ниже» нас, в нас всегда возникает внутренний протест. Но когда мы видим, что та же ситуация повторяется повсюду — хотя бы в цирке, то мы воспринимаем ее уже как закон природы — непонятный нам, но объективно существующий. И наше собственное подчинение уже не кажется нам таким отвратительным.
Дрессированные животные — это «видимое подтверждение» превосходства Правил над энергией Жизненности. Чем искусственней движения такого животного, чем больше они оторваны от естественных движений жизненности, тем больший восторг у публики они вызывают. Во первых, потому, что сам факт их существования ослабляет наше внутреннее противоречие между Жизненностью и Правилами Матриц, а во вторых потому, что энергия «сопротивления» животного достается Матрице и наполняет ее «искусственные» структуры. При нашем непосредственном участии — мы отождествляем себя с «дрессировщиком» и вместе с ним «побеждаем» Жизненность, питая ее энергией своего внутреннего стража. И хотя каждый такой опыт делает нас слабее, но субъективно мы чувствуем себя лучше. Вернее — лучше чувствует себя большинство людей. Есть и другие, которые всегда занимают сторону Жизненности, то есть хотят, чтобы лев разорвал дрессировщика, а бык победил матадора. Но даже они как бы стесняются своих естественных желаний и испытывают за них чувство вины, означающее, что они снова принимают стойку «смирно» перед своим внутренним Стражем, укрепляя правила Матрицы уже своей собственной энергией.
Разумеется, в цирке мы бываем довольно редко, но вся наша жизнь устроена по тем же правилам, только в роли дрессируемого животного оказываемся мы сами. Всегда есть «пища» — то, что нам необходимо на самом деле, то есть то, что является объектом нашего искреннего желания или искреннего интереса. Всегда есть «дрессировщик» — какая-то структура, которая согласно правилам Иерархии обладает полной властью над объектом наших желаний. Есть «правила» — какая-то структура, «ритуал», который мы должны наполнить своей энергией и своим движением. И есть «публика», которую мы обычно не видим, но которая и является носителем всех этих ритуалов — та иерархическая структура, которой мы подчиняемся.
В какой-то степени мы все похожи на «рабов на галерах». Каждый «раб» обладает собственным внутренним миром, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ телом желаний, то есть отличается от других «рабов». Но со стороны различия незаметны — все они совершают одни и те же действия — гребут веслами, приводя галеру в движение. Они вынуждены делать это — для того, чтобы получить «пищу» и избежать «побоев», потому, что есть тот, кто в силу своего места в иерархии может лишить их пищи и причинить им боль И хотя их действия являются вынужденными, каждое из них совершается свободно и «добровольно», за счет собственной энергии Желаний, трансформированной в желание избежать побоев и голодной смерти.