Человек, рожденный со склонностью к божественному, бесстрашен и чист, великодушен и властвует над собой. Он стремится к самопознанию. Он не совершает насилия, правдив и безгневен. Он отрешается от плодов своего труда и работает только ради самой работы. Он спокоен, ни к кому не питает злобы, но ко всем — милосердие, поскольку свободен от алчности. Он кроток, скромен и постоянен. Он разумен, милостив и решителен, так как в нем нет вероломства и гордыни.
Человека, в котором преобладает раджас, отличает внутренняя неутолимость и привязчивость. Будучи страстным и жадным, он причиняет другим страдания. Его желания ненасытны, так как он полон похоти и ненависти, зависти и обмана. Он непостоянен, изменчив, легко отвлекается и, в то же время, честолюбив и корыстолюбив. Он ищет покровительства друзей и хранит фамильную честь. Он уклоняется от неприятного и льнет к приятному. Его речь нелюбезна, а чрево прожорливо.
Люди, рожденные со склонностью к демоническому, лживы, наглы и самодовольны. Они исполнены злобы, жестокости и невежества. У таких людей нет ни чистоты, ни благопристойности, ни правдивости. Они потакают своим страстям. Отупевшие от множества желаний, запутавшиеся в путине заблуждений, эти приверженцы чувственных удовольствий попадают в ад.
Йог — тоже человек и зависит от всех трех гун. Упорное и усердное изучение (абхьяса) себя и объектов, к которым стремятся его чувства, позволят ему понять, какие мысли, слова и поступки внушены тамасом и какие — раджасом. Непрерывными усилиями он выпалывает и искореняет мысли, продиктованные тамасом, и трудится, чтобы приобрести саттвический склад ума. Когда в человеке осталась только саттва-гуна, это значит, что душа его продвинулась далеко на пути к конечной цели.
Воздействие гун подобно силе земного притяжения. Чтобы испытать чудо преодоления силы тяжести в космическом пространстве, требуются напряженные занятия и суровая подготовка, так и садхаку нужны взыскательная самопроверка и дисциплина йоги, чтобы — освободившись от притяжения гун — испытать единение с Творцом космоса.
Ощутив полноту творения или Творца, садхак утратит алчность (тришна) к чувственным вещам и будет в дальнейшем взирать на них с бесстрастием (вайрагья). Его уже не будут беспокоить жара и холод, страдание и удовольствие, честь и бесчестие, добродетель и порок. Он с одинаковой невозмутимостью относится к обоим обманщикам — поражению и победе. От всех этих пар противоположностей он освободился. Он достиг Пратьяхары — контроля восприятия. Когда садхак выйдет за пределы притяжения гун и станет гунатитой (преодолевшим гуны), тогда он освободится от рождений и смертей, от боли и горя. Йог станет бессмертным. Он утратит самоидентичность, так как будет жить в полноте Вселенской Души. Йог никого и ничего не презирает, он все направляет на путь совершенствования.
Гхеранда сказал:
4.1. теперь я расскажу тебе о Пратьяхаре (о контроле восприятия). Познанием Пратьяхары будут уничтожены такие враги, как похоть и ей подобные.
4.2. Как только Читта, которая непостоянна и склонна блуждать, выходит через «ворота чувств», ты должен обуздать ее и привести под контроль Атмана.
4.3. Испытываешь ли ты почести или поношения, слышишь ли звуки приятные или неприятные, отвлеки Читту от этих вещей и приведи ее под контроль Атмана («Я»).
4.4. Воспринимаешь ли ты приятный запах или неприятный — отвлеки Читту от этих запахов и приведи под контроль Атмана.