На пятый день после его рождения во дворец были приглашены 108 браминов-предсказателей, дабы они определили и огласили предначертания Светил в отношении жизненного пути принца. Мудрецы нашли на теле новорожденного 32 главных знака и 80 второстепенных, характеризующих великого человека. Восемь браминов сказали, что если царевич останется в миру, то он станет властелином Земли; если же он уйдет в отшельничество, то он станет Буддой. Восьмой, самый молодой прорицатель, предрек: «Царевич покинет мир после того, как увидит четыре знака: старика, больного человека, труп и отшельника».
Царь решил уберечь сына от второй возможности и изолировал его от жизни. Принц пребывал в ослепительной роскоши. Отец построил для него три дворца — для зимы, для лета, и дождливого периода. Сиддхарта был окружен развлекавшими его музыкантами, певцами и танцовщицами. Позднее Он вспоминал: «...Я был воспитан в утонченности, в чрезвычайной утонченности... день и ночь белый зонтик держали надо мною, чтобы ни зной, ни холод, ни пыль, ни дождь не коснулись меня... Я употреблял сандаловое масло лишь из Бенареса, и все мои одежды привозились из Бенареса. Во владениях моего отца пруды, полные лотосов, синих, белых и красных, были созданы для меня…»
По народному обычаю того времени и тех краев в шестнадцатилетнем возрасте царевич женился на красавице Яшодхаре. Причем лишь после того, как вышел победителем, состязаясь в военном искусстве и различных играх с другими претендентами на руку Яшодхары. Она родила сына Радхулу. В будущем и сама Яшодхара стала духовной ученицей Сиддхарты, их сын тоже пошел за Его Учением и достиг Архатства.
Окруженный любовью, преданностью и, отдаваясь всевозможным удовольствиям и наслаждениям, Сиддхарта прожил в своих дворцах в полном неведении мирских тягот и бед до 29 лет.
И тут начали сбываться предсказания младшего пророка. Сначала Сиддхарта увидел во время прогулки согбенного, беззубого, изможденного старика. Вид дряхлой, обезображенной старости потряс принца. Затем он встретил заживо гниющего прокаженного. А вскоре Сиддхарта увидел похоронное шествие. Перенеся эти три потрясения, принц уверился в бессмысленности утех молодости, в суетности наслаждений — ведь так или иначе человека подстерегают болезни, старость, мучения и смерть.
Однако судьба подкинула Сиддхарте еще одну встречу — с отшельником, отрекшимся от всех земных благ и сохранившим спокойствие и достоинство. Сиддхарта решил оставить свои дворцы, любимую семью, удалиться в уединение и там обдумать, как уничтожить или хотя бы смягчить зло.
Царя это намерение сына очень обеспокоило — он окружил принца еще большим великолепием, приказал всячески развлекать его танцами, пением, играми. Но однажды ночью после пиршества Сиддхарта тайно покинул дворец, обменялся с нищим одеждой, взмахом меча укоротил свои длинные волосы и направился к городу Раджагрихе, излюбленному пристанищу отшельников. Здесь он вступил в общество добровольных подвижников под именем аскета Гаутамы (так звали одного из древних мудрецов его рода) и принялся истово истязать собственное тело, с великой стойкостью перенося зной и холод, голод и жажду, и вообще все, что предписывалось правилами аскетизма для умерщвления плоти. Однако, в конце концов, он убедился в бесплодности всех переносимых им мук.
Божественная любовь к ближним — вот истинный источник спокойствия и Богореализации.