Пифагор замолчал, ожидая ответа. Заратуштра ненадолго задумался, а потом сказал: «Пожалуй, многоуважаемый сын Эллады, мои слова о Добре и Зле можно трактовать и так. Семь Принципов объясняют мою религию. Но твои слова будут понятны только лишь небольшой группе посвященных, тогда как моя проповедь обращена к широким массам малограмотного населения. Ахура-Мазда — владыка мира бестелесных сущностей до сотворения телесного мира. И здесь в вещественном мире Ему принадлежит «добрая» половина, или говоря твоими словами — гармония. А после конца этого мира Ахура-Мазда вновь воцарится над всем сущим бестелесным миром. На этом я закончу свою беседу, так как меня ждут дела службы. Если ты желаешь, дорогой друг, то продолжит разговор об этических законах религии зороастризма мой сын Урвататнара. Завтра мы встретимся вновь в это же время». Два мудреца встали и распрощались, сложив ладони на уровне груди. Затем в комнату вошел Урвататнара и продолжил разговор о новой религии ариев.
ЭТИКА ЗАРАТУШТРЫ
Кого поддержим: ангелов, воров ли?
Кого услышим: Бога иль вождей?
Ни в чем так человек не изворотлив,
Как в тайных тяжбах с совестью своей…
Старший сын Заратуштры рассказал Пифагору о том, что Пророк провозгласил новый нравственный закон. Он первым возвестил о вечно актуальном, воспроизводимом в каждом сознании, решающем выборе между добром и злом на всех уровнях, от личностно-индивидуального до вселенского. Заратуштра учил, что главная цель создания и жизни человека — служба Властелину Мысли и принятие его стороны в борьбе с Анхра-Манью, в борьбе с беспорядком, грязью, хаосом и беззаконием. Служение и помощь Ахура-Мазде должны быть действенными и проявляться в мыслях, поступках и словах. Стать безучастным праведником недостаточно для спасения души, говорил Заратуштра. Однако здесь Пифагор возразил рассказчику: «Простые люди зачастую не ведают, что есть добро и поэтому иногда лучше быть безучастным праведником, чем яростным защитником одной из конфликтующих сторон».
Однако Урвататнара как будто не расслышал реплики Пифагора и продолжил: «Главная жизненная задача, которую решает всякий человек, — сознательный выбор между Добром и Злом, Правдой и Ложью. Этот выбор делается как на всю жизнь, так и в каждом отдельном случае. Нравственный выбор в учении Заратуштры — самое важное усилие воплощенной души, в этом состоит проявление ее свободы.
Содержание деятельности праведника состоит из триединства доброго помысла, добрых дел и добрых речей. Добрые помыслы должны лежать в начале всякого человеческого действия или поступка.
Проявления злоречивости, сплетен, хулы и злословия всячески изгонялись из обихода праведных последователей новой веры. Злоречивые приверженцы Лжи отмечены внешними признаками — дурным запахом изо рта, болтливостью и черными гнилыми зубами.
Главные добродетели в обыденной жизни человека согласно Заратуштре таковы:
Праведник должен без устали заботиться о бедняках, кормить, одевать и защищать бедных и праведных людей. Но должен гнать злоумышляющего и злоречивого. Если это вызывалось настоятельной жизненной необходимостью, то разбойника или злоумышленника не возбраняется убить, чтобы предотвратить страшные злодеяния. Убийство врагов Ахура-Мазды, всякого рода дэвопоклонников и приверженцев Лжи, — не только не грех, но будет причислено к доблестям на посмертном суде».
Это положение об убийстве «врагов Бога», об убийстве людей другой веры Пифагор тоже не принял и сказал: «Даже убийство животного — величайший грех. Нет более страшного греха на Земле, чем убийство человека! По закону Кармы убийца понесет страшное наказание и за чертою смерти, и в новом рождении. Невозможно зло остановить злом. Злых людей можно лишь изолировать от общества и перевоспитывать при помощи труда». Урвататнара опять сделал вид, что не расслышал слов Пифагора и продолжил рассказ об этике.