Обратимся сейчас к следующей великой жизненной волне. Она является жизнью второго аспекта божества. В индуизме она именуется жизнью Вишну, а в христианстве – жизнью Сына Божьего, Слова, «им же вся быша». Когда жизнь эта изливается в мир, подготовленный к принятию ее, и начинает собирать воедино материю, уже одухотворенную первым излиянием жизни и готовую отвечать на вибрации всеорганизующей и поддерживающей жизни, тогда эта божественная Жизнь посылает вибрации сперва в высшие мировые области; и начинает происходить работа начального строения материи в формы. На ранних стадиях эти формы представляют собой лишь первичные типы, архетипы тех форм, которые разовьются при дальнейшей эволюции. Это не формы так называемого низшего мира, не предметы, могущие вызывать конкретные идеи, но то, что мы смутно пытаемся представить себе, когда выделяем из целого класса предметов объединяющее их всех свойство их общее качество и формулируем его отдельно от определения предметов. Я часто беру примером треугольник как одну из простейших фигур, какие можно только себе представить. Треугольники могут быть всевозможных размеров и видов, лишь бы три составляющие их линии были прямые. Какой же характерный признак треугольника? Надо, чтобы сумма трех углов, образуемых пересечением сторон, была равна двум прямым углам. Представьте себе теперь, что ваша способность к абстракции позволяет вам взять десять, двадцать, тридцать фигур разных треугольников и ясно представить их себе в уме так, как если бы они находились перед вами. Вы создаете их умственные образы, и каждая форма сохраняется в вашем уме, как будто вы одновременно обращаете ваше внимание на все треугольники. Если вы можете составить себе идею общего свойства этих фигур, а именно три пересекающиеся прямые линии, образующие три угла, сумма которых равна двум прямым углам, отдельно от самих фигур, и сделать эту идею предметом своего сознания, то вы поднялись из конкретной области в отвлеченную и имеете некоторое понятие, что такое первообраз в высшем мире.
Первоначальные акты божества при эволюции системы принадлежат к этому именно разряду. Бог создает известные первообразы, и весь конкретный мир образуется путем подразделения и умножения этих образов. Каждый из них может породить бесчисленные формы, повторяющие его основное свойство среди бесконечного ряда других второстепенных свойств.
Не безынтересна попытка наших ученых открыть единство в многообразии и определить типичные черты животного царства среди бесконечного множества животных форм. Знаменитый ученый Роберт Оуэн пытался сформулировать, в чем состоит первообраз, который заключал бы в себе все основные свойства позвоночных. Тип этот не похож ни на одно позвоночное животное, но обладает чертами, свойственными им всем. Он выработал этот тип, изучая позвоночных, отбрасывая все черты, отличающие их одно от другого, и соединяя путем синтеза в одну форму черты, присущие всем. Это процесс, обратный происходившему в действительности. Первообраз, созданный божественным Разумом, породил в мире целые мириады различных типов, в каждом из которых он нашел себе отражение. Гениальность современного ученого интересна тем, что она хотя отчасти дает понятие о концепции той творческой деятельности, о которой говорит Священное Писание. Вы увидите при внимательном изучении, что самые ранние формы являются не предметами, а творческими силами, которые, исходя от Бога, создают образы будущих типов, каждый из которых находится в зависимости от своего первообраза и каждый конкретный предмет – от абстрактной идеи.
Так учили греки: Пифагор, Сократ и Платон. То же говорили и многие из еврейских каббалистов. Все эти философы одинаково утверждали, что видимый мир предметов не мог бы существовать, если бы ему не предшествовал невидимый мир идей. Таким образом, предметы повторяют во множестве то, что Идея представляет в единстве. Идея эта, исходя таким образом от Бога и привлекая к себе формы тонкой материи, строит типы тех форм, которые должны выработаться в течение эволюции.
Те, кто изучал «Тайную Доктрину» Е. П. Блаватской, припомнят, что там говорится о мире первообразов как о созданном вначале. От него зависит вся эволюция более плотных миров. Мир этот создан из акаши, которая заключает в себе, как нам говорят, возможность всех форм. Идеи эти воспроизводятся и повторяются в большей разработанности Строителем в соответствующем акаше подразделении плана агни. Жизнь развивается через изменения сознания. Изменения эти сносятся сюда Ишварой, причем выливанию материи в форму предшествует изменение в сознании Ишвары.