И тут я понял, что сама жизнь является лишь частью смысла. Какого? Да нет какого-то конкретного смысла! «Я» и есть смысл. Тогда остается понять, кто «Я».
Движение человеческого «Я» хаотично. Большинство не видит смысла в том, что делает. Если нам не хватает в конкретной точке денег - мы думаем, где их взять. Не хватает любви - начинаем искать ее. Другими словами, мы исходим из нехватки чего-то. Проблема подобного поиска в том, что нам кажется, будто моему «Я» чего-то не хватает. И так будет всегда, если в своем «Я» не разглядеть смысл.
Вот хороший пример. Когда человек жалуется мне на проблемы с работой, я играю с ним в такую игру. Я спрашиваю его:
- Зачем человеку работа?
- Чтобы были деньги.
- Зачем нужны деньги?
- Чтобы элементарно было на что кушать.
- Зачем человеку кушать?
- Чтобы жить.
- А зачем жить?
- …
В большинстве случаев ответа нет. Кто-то живет ради детей, кто-то ради статуса. Если ответ и есть, то он всегда внешний. То есть «я живу ради того-то или тех-то». А если убрать внешний стимул? В ответ - опять тишина.
Невозможно найти смысл в жизни, так как жизнь для нас конечна. И все, ради чего мы живем, - конечно. И если это умирает раньше нас, нам кажется, что мы падаем в пропасть.
Но если взглянуть на все иначе? Смысл разве может умереть? У смысла нет тела, он ни за что не держится. Это как идея, которая жива, пока ее кто-то думает. Но смысл - не идея. Это состояние. В моем понимании смысл близок понятиям «стратегия» или «план».
Это отличается от планирования своего будущего в виде достижений каких-то результатов. Это больше похоже на опору внутри своего «Я». То есть наше «Я» опирается в движении на стратегию, исходящую из глубины сердца.
То, что я называю «планом», похоже на чертеж самого себя, но более совершенного, чем мы являемся. Словно мы - монолитный камень, внутри которого скрыта совершенная статуя. Научившись чувствовать эту статую в себе, мы начинаем воспринимать мир с позиции этого чертежа. И тогда все, чего касается наше сознание, либо соответствует плану, либо нет, либо приближая нас к форме этой статуи, либо отдаляя от нее. Подобное движение обретает смысл, который невыразим словами, но чувствуется каждой клеткой вашего организма.
Например, мы идем на работу. Сразу вопрос: во имя чего? Чтобы были деньги, чтобы была еда, чтобы не прекращалась жизнь, чтобы… И тут на сцену выходит план самого себя. Опора. И если все совпадает - мы не чувствуем дискомфорта.
Дальше - больше. Во имя чего я общаюсь с этим человеком, во имя чего я отдыхаю, во имя чего я ложусь спать, во имя чего я слежу за своим здоровьем, во имя чего я читаю эту книгу?… Каждое действие должно быть частью этого плана. Другими словами,
КАЖДОЕ ДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНО ЯВЛЯТЬСЯ ЧАСТЬЮ ВАШЕГО СЕРДЦА, В КОТОРОМ ЕСТЬ «Я», НЕСУЩЕЕ СМЫСЛ.
Во имя чего прошел этот день? Спроси себя. То, что ты сделал, ты делал, потому что просто надо было это сделать или потому что так велело тебе твое сердце? Этот день связан как-то со всей твоей жизнью?