Таким образом, людям разрешалось употреблять в пищу все плоды, за исключением плодов с древа познания добра и зла. Похоже, что Богу — по крайней мере, в этот момент — было безразлично, что человек может попытаться отведать плодов древа жизни. Тем не менее люди не смогли соблюсти даже этот единственный запрет, и это привело к трагедии.
На смену идиллической картине вскоре пришла драма, которую исследователи Библии и теологи называют «грехопадением человека». Это история о нарушении божественных указаний, о лжи, о коварном (хотя и правдивом) змее, о наказании и изгнании.
Появившийся неизвестно откуда змей поставил под сомнение строгий запрет Господа:
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от
какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только
плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и
не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене нет, не умрете, но знает Бог, что в день,
в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете,
как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно
приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и
взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и
сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Читая и перечитывая этот короткий, но удивительно точный рассказ, не перестаешь удивляться самой причине конфликта. Люди, которым под угрозой смерти было запрещено даже прикасаться к древу познания добра и зла, позволили уговорить себя и съели запретный плод, в результате чего они стали такими же «знающими», как Бог. Случилось следующее — люди осознали, что они наги.
Именно нагота лежала в основе всего инцидента. Библейский рассказ о пребывании Адама и Евы в саду Эдема открывается словами: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Как мы понимаем, они находились на более низкой стадии развития, чем «человек разумный»: они не только не носили одежду, но и не осознавали своей наготы.
Дальнейший анализ этого библейского текста дает основания предположить, что суть его заключается в приобретении человеком сексуальности. «Знания», которые скрывались от людей, не были сведениями из области науки, а относились к половым различиям между мужчиной и женщиной. Как только Адам и Ева узнали, «что наги», они тут же прикрылись листьями.
Дальнейшие события подтверждают связь между наготой и отсутствием «знания», поскольку Бог сразу же понял, в чем дело:
И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время
прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа
Бога между деревьями рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому
что я наг, и скрылся.
И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с
которого Я запретил тебе есть?
Признавшись в содеянном, «примитивный рабочий» тотчас же переложил вину на свою супругу, которая, в свою очередь, обвинила змея. Разгневавшись, Бог проклял и змея, и двух людей. Затем — довольно неожиданный поворот — «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их».