Тот факт, что Мардука заперли в «горе-гробнице», не вызывает сомнений, - об этом говорят многочисленные древние тексты. Другие месопотамские источники проливают свет на причину такого наказания. Соединив вместе все факты, мы получаем возможность достаточно точно восстановить ход событий.
Изгнанный из Вавилона и Месопотамии, Мардук вернулся в Египет. Он достаточно быстро обосновался в Гелио-поле, объявив город своим «культовым центром», для чего собрал в специальном храме космические реликвии, к которым ещё долгое время стекались паломники со всей страны.
Пытаясь восстановить свою власть над Египтом, Мардук обнаружил, что с тех пор, как он покинул эти земли и попытался совершить государственный переворот в Месопотамии, в Египте многое изменилось. Несмотря на то что бог Тот не проявлял желания бороться за власть, а Нергал и Ги-бил находились далеко, на сцене появился новый соперник - Думузи. Младший сын Энки, владения которого примыкали к Верхнему Египту, стал претендовать на египетский трон.
Амбиции Думузи подогревала его супруга Инанна/Иш-тар, что давало Мардуку лишний повод для недоверия и подозрений.
Легенду о Думузи и Инанне/Иштар - он сын Энки, а она внучка Энлиля - называют древней повестью о Ромео и Джульетте. Как и пьеса Шекспира, она заканчивается трагедией, смертью и отмщением.
Впервые о присутствии Инанны/Иштар в Египте упоминается в надписях храма Эдфу, где повествуется о Первой Войне Пирамид. Там богиня носит имя Ашторет (ханаанское) и появляется на поле боя в рядах наступающего воинства Гора. Причиной её необычного визита в Египет могло стать свидание с женихом Думузи, через земли которого проходила армия Гора. О приезде Инанны к Думузи («Пастуху») мы узнаем из древнего шумерского текста. В нём рассказывается, как Думузи ждёт прибытия невесты, а затем успокаивает её, испуганную перспективой переселиться в чужую страну. Инанна, появившаяся в дверях, подобна лунному сиянию. Думузи обнимает и целует её, а затем говорит, что не сделает из неё рабыню и что она будет есть за тем же столом, что и он.
Несмотря на то что любовь между внучкой Энлиля и сыном Энки сравнима с любовью Ромео и Джульетты, принадлежавших к враждующим кланам, Инанна сумела получить благословение своих родителей, Нанны/Сина и Нингаль, а также своего брата Уту/Шамаша. Брак между молодыми людьми одобрили некоторые братья Думузи и, возможно, сам Энки. Они подарили Инанне украшения из ляпис-лазури, любимого синего камня богини. Намереваясь преподнести ей сюрприз, они спрятали камни под горкой её любимых фруктов, фиников. В спальне Инанну ждала «золотая кровать, украшенная ляпис-лазурью, которую поставил для неё Гибил в жилище Нергала».
А затем братья поссорились, и началась война. И поскольку в спор были вовлечены только боги из клана Энки, присутствие внучки Энлиля никого не смущало. Но после победы Гора, когда изгнанный Сет оккупировал чужие земли, ситуация коренным образом изменилась: во Второй Войне Пирамид сыновья и внуки Энлиля сражались против рода Энки. «Джульетте» пришлось разлучиться со своим «Ромео».
После войны влюблённые вновь соединились, и между ними был заключён брак. Молодые люди дни и ночи проводили в наслаждениях, и это стало сюжетом многочисленных шумерских любовных поэм. Однако даже в минуты любви Инанна внушала Думузи провокационные мысли: