Люди дозрели до того, что начинают понимать, что же произошло. Через страдания стали понимать свою сущность, поработали с собой. Об отношении к истории я начинала говорить еще в третьей книге, то есть у вас, в екатеринбургском издании, это книги четвертая и пятая. Когда я начинала говорить в Эстонии, что нужно смотреть назад, на время Советского Союза, как на историю, и никого не винить за то, что произошло, что это всем нам нужно было для роста, для созревания, тогда я притягивала к себе очень болезненные удары, люди просто были не готовы понять это. А вот сейчас сходный взгляд предлагается в Эстонии и в газетах и на телевидении. И знаете, обычный эстонец не относится к России так, как об этом говорится у вас в средствах массовой информации – в очень черном виде. Это политика. А что такое политика, про это мы поговорим за эти три дня не один раз, только немного по-другому, с точки зрения стрессов, чтобы вы поняли, что делают стрессы с людьми. Я постараюсь за эти три дня дать вам то, что умею, и насколько позволит время семинара. Вы видите, что я говорю медленно, от меня вы не услышите любезностей, но зато я умею говорить прямо. Как один русский сказал: «Ты говоришь, как Маяковский, – кулаком в лоб». Мне кажется, для вас это не чужой способ, и я не боюсь открыть вам то, что умею. Мы все-таки пока все свои. Такой возраст, как у меня, не позволяет быстро забыть прошлое. А молодость – это красивое время, все равно, когда и где она проходит.
Чтобы вам рассказать о том, что я умею, я хочу сейчас спросить: кто из вас не читал ни одной моей книги? Есть такие люди. Это осложняет нашу работу, потому что мне нужно тогда начинать с первых шагов. Те, кто прочитал все книги, будут просто слушать, потому что я все равно говорю не так, как в книгах писала. Почему? Потому что все, что написано, – это уже прошлое. А я сейчас уже другая. Это означает, что то, что я скажу, я буду говорить на новом уровне развития самой себя. И простите меня за мой деревянный русский язык, если не сумею чего-то выразить, то, пожалуйста, помогите мне.
Жизнь человека – это всего-навсего урок, для усвоения которого мы по своей доброй воле являемся на этот свет. Жизненный урок – это время познания чувства. Жизнь за жизнью, урок за уроком – так и накапливается жизненная мудрость. Из всех своих жизней в цепи возрождений, или реинкарнаций, мы берем с собой жизненную мудрость – рассудительность. Она служит нам опорой в каждой из последующих жизней, даже когда мы практически ничему новому не научаемся. Разум нынешней жизни не помнит жизней предыдущих, но кто верит в их существование, тот часто примечает у себя неизвестно откуда взявшуюся рассудительность и понимает, откуда она берется.
Современная цивилизация – истоки которой, овеянные туманными теориями, уходят в глубь веков и воспринимаются с неверием и раздражением как атеистами, так и религиозными фанатами – является той самой большой школой материализма, или одностороннего видения жизни, которую мы проделали почти до конца – урок за уроком, из класса в класс. Кто не желает пройти повторный курс обучения в той же школе, где учатся по методу проб и ошибок, то есть через страдания, у того есть право по своей доброй воле перешагнуть через порог манящей высшей школы либо не делать этого.
Высшая школа – школа посложнее. Чтобы там учиться, нужно не бояться ее. Чтобы ее не бояться, нужно освободиться от своего страха. Кто понимает, что жизнь движется только вперед, и считает это правильным, у того меньше страх перед будущим. Иными словами, кто правильно рассуждает о жизни, у того жизнь не застопорится.
Наибольшей проблемой современной цивилизации является неумение общаться, то есть неумение с пониманием относиться к жизни, то есть неумение любить без условий, то есть неумение правильно думать.Кто не разбирается в законах жизни, тому действительно трудно любить ее без условий, хотя сердце и говорит, что так надо.