8. Таинственная птица
Феникс, известная мудрецам Востока, сгорающая в пламени Огня и возрождающаяся из пепла, а тако же птица
Симург[282], воспетая суфиями
[283], чьё имя похоже на имя Семаргла (Симаргла), Огнепёрые Ирийские птицы русских народных Духовных стихов и некоторые другие Небесные птицы, о коих повествуют древние сказы многих народов, — все они суть Вещие Посланцы Свыше, искры Единого Духовного Пламени, горящего в Сердце Мира.
9. В одном из вариантов Духовного стиха, повествующего о «Голубиной Книге», сказано:
Жар-птица всем птицам Мати...
10. Птицы на Руси издревле почитались Небесными Посланниками. Именно они, по поверьям, и принесли на Землю саму Голубиную (Птичью, Небесную — Ирийскую) Книгу.
11. Другое имя Жар-птицы, согласно представлениям некоторых современных Родноверов, — Птица Сва, или Слава (Сва-Слава). «СВА» — священный слог Отца Небесного Сварога, воплощение Его Творческой Силы в звуке. Птица Сва — Вестница Сварога. Рарог Сварожич — Светлый Посланец Небес, Сам Небесный Огонь, сходящий на Землю.
12. Славь, согласно представлениям многих современных Родноверов, есть Небесная Обитель павших с честью воинов, один из Чертогов Ирийских, по описаниям напоминающий скандинавскуюВальхаллу(др.-исландск. «Чертог Павших»). Птица Слава — Огненная Вестница, летающая над полями сражений, которая может являться умирающим воинам в облике Небесной Девы в ослепительно сияющих доспехах...
Слава Роду!
[2004]
О птицах Ирийских и не только
Оглавление
1. Алконост птица тако нарицаемая
2. Гамаюн — птица Вещая
3. О птице именем Сирин
4. Птицы на Мировом Древе
5. Птицы и стороны света
1. Алконост птица тако нарицаемая
Алконост — одна из чудесных Ирийских птиц с человеческим лицом, пленяющая всех, кто слушает её, своим дивным пением. Облик она имеет получеловеческий и полуптичий: груди, лицо и руки у неё — как у земной женщины, а ноги, крылья и хвост — птичьи.
В одном древнерусском Духовном стихе Алконост описывается так:
Птица Райская Алконост:
Близ Рая пребывает.
Некогда и на Ефрате-реце бывает.
Егда же в пении глас испущает,
Тогда и сама себе не ощущает.
А кто во близости ея будет,
Той все в мире сем позабудет.
Тогда ум от него отходит,
И душа его из тела исходит.
Таковыми песньми святых утешает
И будущую им радость возвещает.
И многая благая сказует,
То и яве перстом указует.
В других древнерусских источниках об Алконосте говорится следующее: «Есть убо птица имене Алконост, имеет гнездо си на брезе песка вскраи моря и ту износить яица своя». «Алконост яица своя в глубину кладет, сама верху воды наседить». «А сама сиди поверх воды не мигает, а как вылупятся цыплята, море в то время 7 дней тихо бывает, и выидут циплята познаю родителя своя».
В некоторых источниках упоминаются так называемые «Алконостовы дни», когда море спокойно: «Но егда сносит Алконост яица на едино место и насядеть на них верху моря, яицам во глубине сущим, тогда море непоколебимо бывает за 7 день. Доньдеже Алконостова яица излупя ся во глубине, вышедьше же чада познають своя родителя, сия седмь дни пловцы кораблени Алконостъскими нарицають».
Изображается Алконост в виде большой птицы на поверхности моря, рядом с птицей — корабль; в глубину уходят три жёлтых яйца.