Сны, дарованные Велесом в эту ночь, считаются провидческими — вещими и, по поверьям, всегда сбываются...
Мудр и могуч Быкоголовый Велес — Вещий Бог!
Всяк живот приветствует его: славься, наш Защитник! Хвала тебе, Велемудрому! Даже бестелесные навии, блуждающие где-то за Кромкой (границей, разделяющей Явь и Навь) по неведомым тропинкам Велесовых Пастбищ
[242], ликуют, славят Великого Бога — своего Повелителя. В отличие от Светлых Сварожичей, детей Небесного Огня, Велес нисколько не враждебен к обитателям Нави, он не гонит их палящим жаром Солнечных лучей, как Даждьбог, или жгучими стрелами-молниями, как Перун, но ни один обитатель Нижнего мира не смеет противиться воле Волохатого Владыки!..
И вот, наконец, наступает день праздника. В каждом доме готовится обрядная еда — каша, обильно приправленная маслом: «У Велеса (Власия) — борода в масле!» — рекут о сём в народе; ставятся на столы заранее сваренные питные меды... Лишь говядину и телятину строго запрещено употреблять в пищу в день Велеса — Коровьего Сына (по поверьям, рождённого на Заре Мира Небесной Коровой Земун). Приготовленная еда освещается на жертвеннике, после чего подаётся к столу. Рядом с Капищем, в нарочно приготовленной для этого избе, устраивается совместная трапеза общинников.
Много трудов в Велесов день выпадает на долю волхвов (коим Велес покровительствует особливо) и их потворников. Помимо совершения обрядов прославления Бога, жертвоприношений, когда ручьём течёт по жертвеннику освящённое молоко, помимо принесения треб, творимых как от лица всей общины, так и приносимых частным образом, на их плечах лежит организация самого празднования, кое открывается речением обрядовых кощун, например:
Се — Кощно время, зима трескучая,
Солнце скрыто до весны хмарью-тучами,
Ходят-бродят по земле блазни-мороки,
Сторожат шалые духи уснувший бор.
Не красен огонь, не свет-пересвет, —
Одела Зима ледяной браслет,
Белы рученьки Её — в инее,
Хладом сковано небо синее.
А в ночи в лесу — пляски мороков,
Ходит Марушка белым облаком...
А где-то там, за полями белыми,
За крепями лесными ледян терем стоит,
Белый хорт круг него бежит,
Хвостом след метёт, таку песнь поёт:
Гой ты, Мороз-братец, ходи до полатей,
Замки свои отопри, ворота свои распахни,
Пошире их растворяй да Гостюшку поджидай:
Сивый Бог грядёт, медведя ведёт,
Речёт тайно слово, что людям опора,
В холода подмога да в ночи дорога!
Славьте же Бога Вещего! Гой!
Также Святодень сей считается весьма благоприятным для лечения всевозможных болезней
[243]: как недугов людей, так и хворей скотины
[244]. Хорош он также и для изготовления оберегов из коровьих рогов, воплощающих собой жизненную силу Природы, и из пучков бычьей шерсти, наделяющих, по поверьям, их обладателей крепким здоровьем и богатством. Полагают, что все обереги и обережные обряды, сотворённые в Велесов день, обладают особой силой. И кому, как не волхвам, ученикам Мудрого Велеса, их Вышнего Покровителя, надлежит заботиться о том, чтобы всё, посвящённое Вещему Богу, было сделано должным образом?..