Интенсивные проявления сексуальной активности в осознанных сновидениях имеют как психологические, так и физиологические причины. Что касается физиологии, то наши исследования в Стэнфорде показали, что осознанные сновидения случаются во время очень активной фазы REM-сна, связанной с усилением вагинального кровотока или эрекцией пениса. Эти физиологические факторы, а также отсутствие во сне каких бы то ни было социальных ограничителей, делают секс в осознанных сновидениях частым явлением.
Данные открытия дают возможность использования осознанных сновидений в качестве нового терапевтического средства сексологами, а также новую надежду людям, страдающим различными формами психосексуальных расстройств (некоторые виды импотенции, преждевременная эякуляция, труднодостижимый оргазм и т. д.). Как и многие новые идеи, основанные на открытиях осознанно сновидящих, данная идея еще не проверена и ждет своих исследователей. Тем не менее, почти очевидно, и это демонстрируется вторым из приведенных выше примеров, что осознанные сновидения могут помочь в решении сексуальных проблем заключенным в тюрьмах, работающим в изоляции или тем, кто не может разрешить их по-другому ввиду физических недостатков.
Значимость секса в сновидениях сильно варьирует для различных людей. Для одних это просто приятный отдых, для других — залог целостности личности. Иногда это может даже послужить поводом для размышлений, как, например, в случае Сэмюеля Пеписа, записавшего в своем дневнике 15 августа 1665 года следующий сон:
… Я держал в объятиях леди Кастлмейн, и она позволяла делать с ней все, что я хочу. Но затем я понял, что это может быть только во сне, и каким счастьем было бы нам умереть в этот миг величайшего наслаждения… Сны бывают разными, но после таких, как этот, не стоит так уж бояться смерти, как это делают люди в наше чумное время.
ИССЛЕДОВАНИЕ СНОВИДЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Радостно и беззаботно я кружился в воздухе над садом. В течение длительного времени я выполнял всевозможные фигуры высшего пилотажа, с неподдающимся описанию ощущением свободы. Потом я спустился на землю, чтобы полюбоваться садом, и понял, что нахожусь здесь в полном одиночестве, а также, что я сплю и вижу сон. Меня поразила реальность моего тела во сне и позабавили попытки ущипнуть себя. Я ощущал себя так отчетливо, как только может ощущать бодрствующий человек! Присев на камень на краю сада, я решил всерьез поразмыслить над этим вопросом. В голову пришла следующая мысль: «Степень осознанности, которую можно достичь во сне, находится в прямой зависимости от осознанности нашего восприятия в бодрствующей жизни».