Выполняя предыдущее упражнение, вы, вероятно, сделали для себя вывод, что схемы очень близки понятию стереотипа. Например, ваше предположение, что хозяин был мужчиной, было бессознательным. Обычно мы пользуемся схемами, сами того не осознавая. Например, конкретные правила общественного поведения мы применяем в зависимости от обстоятельств. Мы ведем себя определенным образом в зависимости от ситуации, в которой находимся (формально, дружески, интимно и т. д.).
Соответствующее («ожидаемое») поведение определяется автоматически, как часть определенной схемы. Таким образом, если вы в оперном театре, то соответствующая схема заставляет вас тихо сидеть на своем месте, а не гулять по проходам.
Я думаю, вы убедились, что схемы существуют на все случаи. «Аналогично тому, как все от малого до великого основывается на теории, так и схемы представляют знание на всех уровнях — от идеологических и культурных традиций до правил построения предложений в своем языке, значений отдельных слов и фонетической транскрипции каждой буквы алфавита», — пишет Румельхарт.
Схемы связаны между собой. Определенная схема, такая как например, «зритель в оперном театре», автоматически приводит в действие ряд других схем. Поэтому женщину на сцене, одетую в королевское платье, вы принимаете за певицу, а не за какого-нибудь члена королевской семьи.
АКТИВАЦИЯ СХЕМЫ
До сих пор мы обсуждали схемы в чисто психологическом ракурсе, однако и в мозге за них отвечают, по-видимому, вполне определенные группы нервных клеток. Современная теория придерживается принципа, что степень влияния схемы на восприятие и поведение человека определяется степенью возбуждения соответствующей группы нейронов.
Фрейд считал, что разум подразделяется на сознательное, предсознательное и бессознательное. В этом языке активация схемы сверх критического порога приводит к сознательному восприятию.
Схемы, активирующиеся слишком слабо, чтобы повлиять на другие схемы, приводят к бессознательному восприятию. Те же, которые активируются достаточно, чтобы повлиять на активацию других схем, но все-таки ниже критического порога, остаются частью предсознательного разума.
Поясним это на примере. Рассмотрим слово, связанное со схемой, которая в данный момент, скорее всего, у вас не активирована: океан. Пока вы не прочитали это слово, ваша схема подходящая для океана, вероятно, находилась без действия в бессознательной области разума, вместе с другими связанными с ней схемами. Однако, теперь, эта схема у вас уже превысила порог сознания и, вероятно, активизировала несколько других, таких как рыба, чайки и побережье. Могла вам прийти в голову и пословица: «Only call yours what cannot be lost in a shipwreck» (по-настоящему ваше только то, что нельзя потерять при кораблекрушении).
Кроме доведения нескольких схем до сознательного уровня, слово «океан» вызвало к действию определенные схемы на предсознательном уровне. Это те из них, которые ассоциируются с океаном, но не приходят в голову сразу. Например, схема корабля у вас, наверное, немного, но активировалась (хотя сейчас она находится уже в сознательной области вашего разума).