Ринпоче обвел пространство вокруг нас небрежным жестом и торжественно объявил: «Это… сон!» Потом он еще немного посмеялся и, с таинственным видом указывая на меня, на других людей и предметы, все повторял: «Это сон!», каждый раз заливаясь смехом. Ринпоче удалось внушить нам (как именно, не знаю; я не исключаю возможность телепатии, поскольку мы обменялись всего несколькими словами), что мы должны пытаться смотреть на окружающий нас мир как на сон и поддерживать поток сознания непрерывным при переходе из бодрствования в сон и обратно. Я не думаю, что справился с этим заданием очень хорошо, но на обратном пути в Сан-Франциско после уик-энда неожиданно почувствовал, что мой мир расширился.
Через несколько ночей я пережил осознанное сновидение, первое после серии приключенческих снов, которая у меня была в пятилетнем возрасте. Вот что я увидел.
Шел небольшой снег. Я в одиночестве поднимался на горную вершину К2. Двигаясь вверх сквозь отвесно падающий снег, я вдруг заметил, что мои руки голые: я был одет в рубашку с коротким рукавом — не самую подходящую одежду для штурма второй по высоте вершины мира. И тут я понял, что все объясняется тем, что я сплю. Я был так восхищен, что спрыгнул с горы и полетел прочь, однако сон растаял, и я проснулся.
Я интерпретировал этот сон как указание на то, что еще не готов к освоению тибетской йоги сна. Но он явился также и точкой отсчета, начиная с которой я стал время от времени видеть осознанные сны.
Так длилось восемь лет, пока я не занялся ими всерьез. Следует заметить, что мое импульсивное поведение при столкновении с осознанными сновидениями типично для начинающих. Сейчас, оказавшись во сне в аналогичной ситуации, я бы полетел не от горы, а на ее вершину, чтобы выяснить, бывал ли я зачем-нибудь здесь.
Намерение для Запада
На Западе мало кто знаком с восточным понятием гуру, но понятие намерения должно быть достаточно известным. И хотя о случайных, спонтанных осознанных сновидениях сообщает множество людей, они редко случаются без намерения увидеть их. Следовательно, если мы хотим видеть осознанные сны чаще, мы должны формировать у себя намерение распознавать момент, когда мы спим. Если ваши первые попытки не увенчались успехом, наберитесь терпения: в тибетских учениях сказано, что необходимо не менее двадцати одной попытки каждое утро, чтобы «постичь природу состояния сна».
С видоизменениями древней тибетской техники осознанного сновидения с помощью силы намерения много экспериментировал Поль Толи. Вот мое переложение его техники.
Техника намерения
1. Примите решение осознать, что вы спите
В ранние утренние часы или во время пробуждения в конце периода сна четко и уверенно выразите свое намерение помнить, что вы должны осознать состояние сна.
2. Представьте себя осознающим сон
Представьте себе возможно ярче, что вы во сне в такой ситуации, которая обычно вызывает у вас чувство, будто вы спите. Используйте для визуализации семь наиболее характерных или приятных вам признаков сна.
3. Вообразите, как вы совершаете во сне запланированное действие
Помимо мысленного повторения процесса осознания сновидения, примите решение выполнить в сновидении какое-нибудь конкретное действие. Лучше всего выбрать действие, являющееся, само по себе, признаком сна. Например, вообразите, как вы во сне взлетели и после этого поняли, что спите. Важно здесь именно твердо решить, что следующим шагом вы осознаете, что спите.
Комментарий