В 1908 году д-р Дж. Уолтер Килнер (1847-1920) разработал методику, с помощью которой каждый человек мог увидеть ауру. Его книга «Человеческая аура» была пророческой, предвосхищая то время, когда фотографирование ауры стало возможным. Опыт Килнера состоял в использовании определенных фильтров, содержащих раствор голубого красителя – дицианина. Устройство позволяло человеку видеть ультрафиолетовое излучение. (Эти голубые фильтры использовались следующим образом: через более темный фильтр сначала смотрели против света в течение полминуты, после чего через более светлый фильтр или даже без него смотрели на подопытного, который находился перед черным экраном. Вокруг человека можно было наблюдать нечто вроде голубоватой дымки.) Таким образом люди, не обладающие сверхчувственными способностями, смогли увидеть аурическое свечение. По свидетельству Килнера, первой подопытной была двадцатитрехлетняя женщина, вокруг тела которой он увидел серо-голубоватое свечение. Доктор Килнер не избежал участи большинства исследователей психических явлений – медицинское братство восприняло его открытие как забавную шутку. В 1912 году «Британский медицинский журнал» сравнил результаты его экспериментов с «воображаемым кинжалом Макбета». Невзирая на нападки коллег, Килнер верил, что каждый врач может использовать его устройство для диагностики болезненных участков на теле человека*. Эксперименты были продолжены, и в 1921 году вышла его книга «Атмосфера человеческого тела».
* С легкой руки Килнера появился термин «аура здоровья».
Следующий научный труд, посвященный исследованию ауры, появился в печати лишь в 1937 году. Это была книга «Природа и свойства человеческой ауры» Оскара Бэгнелла. Он модернизировал фильтр Килнера так, что его стало возможным использовать как солнцезащитные очки. Такого рода приспособления имеются в продаже и в настоящее время.
В конце 30-х русский ученый Семен Кирлиан случайно открыл способ, позволявший фотографировать ауру. Это случилось во время наблюдения за разрядом электрического тока при лечении душевнобольного шокотерапией. Попытавшись сфотографировать свечение между кожей пациента и электродом, Кирлиан получил ожог, но боль была забыта, когда на фотопластине проявилось аурическое поле.
Вместе с женой Валентиной Семен Кирлиан более двадцати лет экспериментировал в своей убогой двухкомнатной квартирке и на собственные средства. Со временем весть об открытии распространилась по всему миру, и в 1960 году Министерство здравоохранения наконец решило профинансировать исследования. Супруги поставили множество экспериментов; наиболее впечатляющим был опыт фотографирования двух листьев, которые на первый взгляд ничем не отличались друг от друга. Однако на фотоснимке один из них излучал отчетливый ореол, а второй имел безжизненную и невыразительную ауру. Первый лист был здоровым, а второй – болезненным.
Фотографии, полученные супругами Кирлиан, представляли несомненный интерес, и, когда о них узнали на Западе, парапсихологические круги испытали эффект разорвавшейся бомбы. Однако восторги поутихли, когда ученые заявили, что результаты были получены за счет эффекта короны. Насколько это верно, мы не знаем и поныне. При фотографировании Кирлиан не пользовался камерой. Объект помещался между двумя металлическими пластинами, через которые пропускали электрический ток частотой порядка 200 000 Гц. Ладони и пальцы фотографировались наложением на светочувствительную поверхность заряженной металлической пластины.