Позднее идеи орфиков были восприняты Пифагором и стали неотъемлемой частью его философии. Ученый был способен вспоминать свои прошлые жизни. Ямвлих (Iamblichus) в труде «Жизнь Пифагора» писал: «Пифагор приводил массу свидетельств о том, что он обладал знанием своих прошлых жизней, это позволяло ему прививать провидческое внимание другим и напоминать им об их прошлых существованиях»2. В прошлых жизнях Пифагор был: троянским воином Ефорбусом, проповедником Гермотимусом, сожженным соперниками, кипрским рыбаком Пиррусом, финикийской проституткой и крестьянином из Фракии3.
Сократ также верил в реинкарнацию. По преданию, последнее утро своей жизни он провел в размышлении о том, как до рождения человека существовала его душа и как она будет продолжать жить после смерти его физического тела. Сократ философски анализировал человеческую жизнь, оставив нам известное выражение: «Познай себя!». Надо сказать, что его оригинальные идеи о душе являются предметом обсуждения и ныне.
Самый известный ученик Сократа — Платон — твердо верил в реинкарнацию и писал: «Знайте, что если вы станете хуже, попадете к худшим душам, если лучше — к лучшим, и при каждой смене жизни и смерти вы будете страдать так, как только можно страдать в подобном случае»4. Идеи Платона о реинкарнации оказали глубокое влияние на всю западную философию и не утратили своего значения даже сегодня.
Позднее идею реинкарнации воспринял греческий гностицизм. Он сыграл важную роль в раннехристианских верованиях. Во втором веке нашей эры Клемент Александрийский утверждал, что мы развиваемся в процессе многих реинкарнаций. Ориген, один из важнейших богословов того времени, был с ним согласен.
Библия, судя по всему, тоже принимает идею реинкарнации. Так, в Евангелии от Матфея (11:13–15) Иисус рассказывает своим ученикам, кем был Иоанн Креститель в прошлой жизни: «…ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» Это утверждение подтверждается Евангелием от Матфея (17:12), где Иисус говорит: «… но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них». В другом случае Иисус спросил своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Ответ был: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф 16:13–14).
Ученики вновь упоминают реинкарнацию, когда спрашивают Иисуса о человеке, который был слепым от рождения: «Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин 9:2). Совершенно очевидно, что этот человек не мог согрешить до рождения, если только не грешил в предыдущей жизни. Интересно, что Иисус не укоряет учеников за такие мысли и отвечает им: «… не согрешил ни он, ни родители его, ноэто для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:3).
К сожалению, в 553 г. н. э. II Константинопольским Вселенским собором было объявлено, что реинкарнация является реакционной доктриной. Христианская церковь немедленно отреклась от идеи реинкарнации и принудила ее сторонников уйти в подполье. Реинкарнация вновь была объявлена еретической I Лионским (1247 г.) и Флорентийским (1439 г.) Вселенскими соборами. Каждый, кто верил в эти идеи, рисковал быть заживо сожженным на костре.
Вопреки всему, вера в реинкарнацию не исчезла. По-видимому, самой известной из подпольных сект были катары, истребленные инквизицией. Интересно, что в Библии содержатся только благосклонные упоминания о реинкарнации5.