"..." Теперь о Катрин и Инге. Катрин уже улетела обратно в Америку. Инге осталась в Швейцарии, сестра ее Дора чувствует себя не очень крепкой. Катрин вернется обратно к нам, ибо имеет особое поручение в связи с будущим построением научной станции. Когда это удастся, трудно сказать, судя по ближайшим обстоятельствам. Мы ее очень оценили и полюбили. Много в ней великодушия и незлобивости. Она будет сотрудничать со Светиком и его женой. Надеюсь повидать Инге перед нашим отъездом. Когда это будет, точно еще нельзя сказать. Между прочим, к нам еще очень трудно добираться. Приходится ехать, меняя маленький джип, большие не ходят, идти две мили пешком, карабкаясь в гору, и лезть по бамбуковой лестнице в 75 ступеней, приделанной к отвесной скале. Уже несколько путников сверглось с этой лестницы. Один миссионер, кажется, американец, провалился в пролет и сломал ногу. Конечно, надеемся, что к концу года дорога немного улучшится. Не знаю, как доберется Святослав, хотел приехать в окт[ябре]. Сегодня возвращается из Калькутты принц Петр Греческий и, конечно, даст нам все точные данные о состоянии дорог. Он женат на русской, живет по соседству с нами, и мы видимся почти ежедневно. Мы знали их раньше. Люди милые и много видевшие и испытавшие. Так что мое уединение здесь нарушено, может быть, к лучшему. Надо привыкать к людям и разным аурам, но иногда ужасно тяжко. Жизнь здесь протекает тихо и без острых политических уклонов, но мы ими и не интересуемся, ибо знаем всю эфемерность происходящего. Неожиданное входит в жизнь и меняет все земные решения. Можно существовать только мыслями о Надземном. Единый якорь - великое сердце Солнечного Иерарха.
6 октября 1950 г.
Калимпонг
Родные и любимые мои, имею Ваше письмо от 29 сентября. Послала Вам воздушной почтой два пакета просмотренных мною параграфов "Общины". Отослала все, что имела. Насколько могу судить, при моем малом знании английского яз[ыка] перевод очень не плох. Зиночку смущает фраза в §57 - "разве были лучшие времена?" - Фраза эта правильна, ибо, если мы проследим развитие человеческого сознания, хотя бы в течение нашей Христианской эпохи, мы должны будем признать, что лучших времен не было. Первые века обозначались страшными жестокостями и разрушениями неоценимых культурных достижений; темнота и нетерпимость средневековья превзошла эти ужасы, также и последующая ограниченность мышления, подавленность свободы мысли и существования всякими новыми режимами были не менее удушающими. Но сейчас сознание масс все же много поднялось, и умственное развитие отдельных единиц человечества достигло больших высот; кроме того, и массовый быт, и обиход значительно облегчен по сравнению с прошлыми веками. Но наша опасность и ужас в том, что все происходящее принимает уже планетарные размеры, а не локализуется одною местностью или страною, как бывало раньше. И люди, прикоснувшись к тончайшим энергиям без понимания всей грозной мощи их, без осознания своей планетарной, даже космической, ответственности, устремились использовать их на разрушения, не ведая, что невежественное отношение и манипуляции с этими энергиями могут унести не только общий домик, но осудить их самих и всех несчастных землян на тяжкое междупланетное существование в атмосфере или в мирах, мало приспособленных к их оболочкам. Прежде чем разрушать старый дом, следовало бы озаботиться приисканием нового. А где этот новый? Даже если бы такой домик где-то уж поджидал новых постояльцев, то все ли смогут поместиться на нем? Не окажется ли он для некоторых неприемлемым и окружение его невыносимым? Рыбы могут жить только в воде. В данном случае многие могут оказаться такими рыбами, выброшенными на песчаный берег.
Огонь пространства, вызванный в проявление без подходящих приемников, сжигает все. Перспектива невеселая, но будем надеяться, что силы космические остановят и утвердят противодействие выпущенным газам и энергиям. Сейчас испытываю страшное напряжение во всем организме в связи с космическим состоянием. Идущее время много сложнее войны, именно сложнее, и совершенно иного значения. Наше время являет страстное отображение безумного разложения сознания человечества, сотрудничающего с разрушительными силами Природы, тогда как созидающая часть его уявлена на страстном остракизме и, как алхимики средневековья, загнана в своеобразные подполья.
Наши метеорологи утверждают, что большой сдвиг уже произошел в мире. Сдвиг магнитного полюса. Явимся свидетелями последствий грозных. От середины ноября воздержитесь от поездок в глубь страны, оставайтесь в Ваших пределах. "Дедлей не должен оявляться на поездах". Могут быть наводнения.