Ее тяжелейшая работа не знала отдыха. Днем и ночью звучали голоса, возникали слова, вспыхивали видения. От усталости она не всегда могла расслышать эти слова. Те, что слышала, иногда к утру забывала. Ее мужество было столь высоким и несломимым, что Космические Иерархи дали ее труду и подвигу самую высокую оценку, и особенно Тот, что находился рядом с ней и был связан с ней серебряными нитями Космического Сотрудничества. "Самое великое достижение явлено Нашей Урусвати, и много высоких духов сгорали от невозможности вместить все огни в земной оболочке"*, - отмечал Учитель. Она вместила в себя в это время 14 Высоких огней. Огни эти творили Новый Мир планеты и нового ее человека. Она иногда теряла уверенность в себе - правильно ли она поняла Учителя, верно ли она поступила, не загубила ли она то, что так мучительно и долго постигала.
"Психодинамика духа Урусвати трансмутирует как самый насыщенный огонь"**, - утверждал Учитель. - "Урусвати исполняет поручение Владык"***.
"Владыка, Вы так меня возносите, но где же мои силы?.. - отвечала она. - Мне кажется, что я слепа, глуха и нема, и так тяжко пребывать в бездействии"****.
"Яви себе справедливость, - настаивал Учитель. - Путь завершения прекрасен, но не легок"*,
Эти диалоги, так по-человечески понятные и такие реальные, как бы приближают к нам Великие образы, делают их доступнее для нас.
"Я говорю, Я торжественно утверждаю, когда даем Миру приношение, то на подвиг посылаем самых близких. Могу утверждать, что мира путь – путь пространственного огня. Дам вам Мою мощь. Имеет Урусвати Мой огонь! Имеет Ф[уяма] Мой меч! Психожизнь Моих дел - твой огонь! Без тебя не было бы строительства! Наш Ф[уяма] - огненное действие!"** - говорил Учитель.
У Елены Ивановны - огонь, у Николая Константиновича – огненное действие. Эта мысль о великом значении творческой гармонии двух начал, женского и мужского, проходит через высказывания Учителя на протяжении всего Дневника.
Именно Николай Константинович превращал или даже преобразовывал огненную энергетику Елены Ивановны в земное действие, в земное творчество, без которого невозможна была бы на планете ступень Нового Мира. И в этом сочетании "Учитель - Елена Ивановна – Николай Константинович", очень напоминающем творческую троицу, каждый занимал отведенное ему место. Через Николая Константиновича и его художественное творчество на землю шла энергия той Красоты, без которой нет эволюционного продвижения.
"Права Урусвати, - подтверждал Учитель, - прекрасная истина в Красоте! Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению красотою. Да, истинно, Матерь Мира обладает Магнитом Красоты, и там, где пространственный огонь собрал утверждения своих форм, там явлен огонь духа"***.
Яснее трудно сказать. Огонь духа рождает Красоту форм, чувств и мыслей. Словом, все то, с чего начинается и продолжается эволюция человечества.
"Красотою и сердцем создаются миры"****. И еще: "Я утверждаю Красоту"*****, - говорил Учитель.
_____________________________
* Рерих Е.И. У порога Нового Мира. С. 219.
** Там же. С. 203.
*** Там же. С. 217.
**** Там же.
* Рерих Е.И. У порога Нового Мира. С. 217.
** Там же. С. 160.
*** Там же. С. 203.
**** Там же. С. 216.
***** Там же. С. 176.
Процесс преображения продолжался. Высшие энергии вливались в Елену Ивановну и давали знать о себе вибрациями. Она ассимилировала их и синтезировала и, несмотря ни на что, продвигалась к намеченной цели. Перед ней стояла сложнейшая задача - преодолеть в себе двойственность - земля и небо - которые надо было свести воедино, и устранить ту дифференциацию и разделенность одного с другим, которые делали ее жизнь мучительно раздвоенной, а тело заставляли страдать, ощущая несоответствие одного с другим.