Мне не ясно Ваше противопоставление моим словам выдержек из писаний Н[иколая]К[онстантиновича] о развитии внимания. Развитие внимания одно, но концентрация на вращении центра и удержание – другое, две совершенно разные вещи. Конечно, все опыты, способствующие развитию внимания, изложенные Н.К., не могут считаться насильственными и быть поставленными в ряд механических упражнений, о которых идет речь, иначе каждое заучивание наизусть для развития памяти тоже пришлось бы отменить. Далее, Вы снова цитируете Н.К.: «Мы стремимся изучать и воплощать так называемую абстракцию в реальность». Конечно, только идиот может говорить против. Но я опять-таки не вижу, какое отношение имеет это к невежественному подходу к опаснейшим опытам, о которых идет речь? Говорится не против самого исследования феноменов, но против некультурного, ненаучного, невежественного к ним отношения. Нельзя детям давать играть с радием. Я знаю зарождение и развитие почти каждой мысли Н.К. и потому могу утверждать, что Н.К. чаще всего имеет в виду ту отвлеченность или абстрактность, в которую люди облекли все Учения Света, и хотел бы видеть Учение воплощенным в жизни. Далее Вы цитируете: «Все новейшие школы должны иметь лаборатории, посвященные естественным наукам», и в другом месте: «Лучшие умы многообразно направляют человеческое мышление к расширению сознания, в котором только и заключена истинная профилактика и предвидение возможности светлого строительства». И тут я не могу усмотреть никакого противоречия моим утверждениям. Кто же будет возражать против ознакомления детей от возможно раннего возраста со всеми процессами в окружающей нас видимой природе для того, чтобы с годами они могли во всеоружии подойти к дальнейшим тончайшим исследованиям, именноне в невежестве, но при соблюдении всех необходимых для этого условий. Ведь все это сказано и в книгах Учения. Также не все ли Учение направлено именно к расширению сознания? Но концентрация на кончике носа или пупе без духовного синтеза или накоплений и без духовной профилактики приведет лишь к идиотизму или одержанию.
[Проблема отсутствия методики изучения психических феноменов в современных научных исследованиях]
Также никто не станет отрицать, что нужны Институты Психических исследований, но так, как обстоит дело исследования в них сейчас, они ничего нового не могут дать. И хотя Общ[ество] Пс[ихических] Исследований было основано уже в 1882 г., но в большинстве случаев все оспариваемые феномены 1882 г. остаются почти такими же и в наше время. У нас имеются книги по всем этим отраслям науки, и если Вы прочтете последнюю сводку всего, ими [Обществами] достигнутого, то Вы увидите, что они зашли в тупик. Мы знаем одного выдающегося ученого проф[ессора], стоящего во главе Ам[ериканского] Общ[ества] Психических исследований, и он совершенно откровенно признался, что так, как поставлены сейчас эти исследования, они ничего высшего дать не могут. Все их опыты не идут дальше того, что было уже установлено. Будучи человеком высококультурным, он понимает, что это происходит от невежественной, ненаучной постановки исследований. То есть от непонимания, что для подобных опытов должен быть особый подбор лиц, обладающих высоким духовным синтезом. Но разве можно найти его среди обычных медиумов? И также редок он среди ученых, посвящающих себя этим исследованиям. Но без наличия этого условия Общ[ество] Психических Исследований будет влачить, как сказано, «свое позорное существование». Итак, много книг по этим вопросам стоят в нашей библиотеке, но я очень редко заглядываю в них, разве что для справки. Не желая похваляться, должна сказать, что ни минуты не жалею, что не потратила ни времени, ни усилий на удержание дыхания и на концентрацию на кончике носа.
[Природа медиумизма]
Вы говорите: «Я не хочу быть медиумом», но разве человек может хотеть или не хотеть быть медиумом? Ведь медиумизм есть врожденная способность, именно особое состояние организма, ничего общего с выявлением высшей психической энергии не имеющее. Много невыявленных медиумов, и особенно многочисленны они среди низших слоев населения. Иногда, как я уже писала, особенность эта, к великому счастью, остается в них спящей, но горе, если она просыпается в сознании малом или отравленном самостью, ничего, кроме разложения, получиться не может. Потому на Востоке в древности медиумистических детей старались изолировать и воспитывать в духовной чистоте, чтобы оградить от пагубных астральных влияний. Но несмотря на чистоту их, никто из них не мог стать Адептом или Архатом и быть принятым в Святая Святых. Лишь Мощь Вел[икого] Уч[ителя] Света может помочь медиуму побороть его медиумизм и то лишь при упорном и многолетнем устремлении самого медиума к Источнику Света. Малейшее уклонение на этом пути устремления разрушает все ранее достигнутое.
[Книги Живой Этики о психизме]