Этот третий прием осознанности приведет вас в третий центр - в пупок. А пупок, на самом деле, не является центром. Пупок - это вы! Вот почему его нельзя развивать, его можно толь-ко обнаружить.
Четвертый вопрос:
Вы говорили, что сейчас западные психологи утверждают, что лучше не избегать сражений в любовных взаимоотношениях и что участие в ссорах делает любовь более интенсивной. Затем вы гово¬рили о срединном пути Будды, который исключает оба крайних слу¬чая. Для тех, кто еще не перерос в любовь, лежащую за пределами этих двух крайних случаев, какой путь является предпочтительным в любовных отношениях?
Некоторые основные моменты. Прежде всего, любовь ума обяза¬на перемещаться между двумя полярными возможностями - любо¬вью и ненавистью. При участии ума без двойст-венности не обойтись. Таким образом, если вы любите кого-либо умом, то вы не сможете избежать другого полюса. Вы можете спрятать его, вы можете подавить его, вы можете забыть о нем - так называемые культурные люди всегда так делают. Но тогда они становятся окаме-нелыми, мертвыми.
Если вы не можете сражаться со своим любовником, если вы не можете сердиться, то теряется подлинность любви. Вы подавляете свой гнев, этот подавленный гнев стано-вится частью вас, и этот подавленный гнев не позволит вам тотально расслабиться во время любви. Он всегда в вас. Вы воздерживаетесь от него; вы подавляете его.
Если я сержусь, но подавляю свой гнев, то во время любви подав¬ленный гнев все равно со мной и это сделает мою любовь мертвой. Если я не был настоящим в гневе, я не смо-гу быть настоящим в любви. Если вы настоящий, вы будете настоящим и в том, и в другом. Если вы не являетесь настоящим в одном, вы не сможете быть насто¬ящим в другом.
Во всем мире так называемые учения, цивилизация, культура полностью омертвили любовь. Это случилось и со словом любовь. Они говорят: «Если вы любите кого-нибудь, то не сердитесь; если вы сердитесь, ваша любовь является ложной. Тогда не сражайтесь, тогда не ненавидьте».
Конечно, это выглядит логично. Если вы любите, как вы можете ненавидеть? Так что мы отрезаем часть, содержащую ненависть. Но при отрезанной ненависти любовь становится бессильной. Это все равно, что вы бы отрезали у человека одну ногу, а затем сказали: «Теперь двигайся! Теперь ты можешь бегать, ты свободен для бега». Но вы отрезали ногу, так что человек не может двигаться.
Ненависть и любовь являются двумя полюсами одного и того же явления. Если вы от-режете ненависть, любовь будет мертвой и бес¬сильной. Вот почему каждое семейство ста-новится бессильным. А затем вы начинаете бояться дать волю своим чувствам. Когда вы любите, вы не можете дать волю своим чувствам полностью, не можете расслабить-ся, потому что вы боитесь. Если вы полностью расслабитесь, то спрятанные и подавлен-ные гнев, насилие, ненависть могут выйти наружу. И вы должны все время удерживать их силой. Где-то в глубине вы должны все время с ними сражаться. А при сражении с ними вы не можете быть естественными и раскованны¬ми. Тогда вы только полагаете, что люби-те. Вы притворяетесь, и все знают это: ваша жена знает, что вы притворяетесь, а вы знае-те, что ваша жена притворяется. Все притворяются. Тогда вся жизнь стано¬вится фальшивой.