Святой, конечно, очень рассердился: такое мирское дело в таком свя¬том месте. Он сказал: “Надо научить его себя вести. Иначе не приводите его сюда. Это не только неприлично, это оскорбитель¬но”.
Женщина попросила: “Не скажите ли вы мне, как его научить?” “Мож¬но придумать заменяющее слово. Пусть говорит: “Я хочу петь”, а вы поймете”. Так женщина и научила мальчика.
Через год святому случилось навестить ее и побыть в гостях. Как-то женщина отлучилась в город к заболевшей матери, так что свя¬той человек остался с ребенком. Среди ночи, часа в два, ребенок разбудил святого и сказал: “Я хочу петь”. Но к тому времени свя¬той забыл замену. Прошел целый год.
“Хочешь петь? Сейчас не время петь!” “Но я пою каждую ночь. Даже дважды”, — возразил мальчик. “Ну и глуп же ты, — начал святой, поют днем, а не ночью. Не беспокой меня, замолчи и отправляй¬ся спать”.
Через несколько минут ребенок пришел опять: “Не могу я спать. И ес¬ли вы мне не позволите, я говорю вам, что это произойдет само собой”. “Что за пение такое? — проворчал святой, — и соседей раз¬будишь. Иди спать”. “Я не могу спать, — ответил мальчик. — Снача¬ла я должен попеть”. «Ну, хорошо, — согласился святой. — Только прямо мне в ухо и очень тихо”.
338
Это произошло в Греции. Великий астролог, самый прославленный в те времена, упал в колодец, потому что ночью он изучал звезды. Идя по дороге, он забыл, что рядом колодец, и свалился в него.
Звук его падения и его крик… Старая женщина, жившая в хижине неподалеку, выскочила и помогла ему выбраться из колодца. Он был очень счастлив. Он сказал: «Ты спасла мне жизнь! Ты знаешь, кто я? Я королевский астролог. Мой заработок очень велик, даже короли месяцами ждут, чтобы посоветоваться со мной. Но для тебя я предскажу твое будущее. Приходи завтра утром ко мне домой, и я не возьму никакой платы.
Старая женщина рассмеялась и сказала: «Послушай, забудь об этом. Ты не видишь даже того, что у тебя под ногами — как можешь ты видеть мое будущее?»
339
Когда Индия и Пакистан собирались разделиться, прямо на границе раздела стоял сумасшедший дом. И никто особенно не интересовался принадлежностью этого сумасшедшего дома, ни Индия, ни Пакистан. Но он должен был кому-то отойти! Поскольку политиков это совершенно не интересовало, было решено: «Спросить самих сумасшедших, куда они хотят отойти?».
Великое собрание. Собрали тысячу сумасшедшие и спросили их: «Куда вы хотите идти?» А они ответили: «Мы не хотим идти, куда бы то ни было, мы просто хотим оставаться здесь».
Снова и снова, разными способами, им объясняли: «вы никуда не пойдете, вы останетесь здесь. Однако мы хотим узнать, куда вы хотите отойти — к Индии или к Пакистану?»
Сумасшедшие не могли поверить своим ушам. Они сказали: «Вы зародили в нас большое подозрение: это мы сумасшедшие, или вы! Если мы не собираемся никуда идти, почему мы должны решать, куда мы отойдем?»