Я не говорю, что вы должны жить в хаосе, но не живите привычками. Может быть, в процессе спонтанной жизни выработается определенный образ жизни - но это не было навязано. Если вы каждый день наслаждаетесь утром и из-за удовольствия встаете рано, но не по привычке, тогда всю вашу жизнь вы, возможно, будете вставать рано, но это не привычка. Вы не заставляете себя вставать рано — это просто случается. Это прекрасно, вы наслаждаетесь этим, вам это нравится. Если это происходит, потому что это вам нравится, тогда это не стиль, не привычка, не соблюдение условий, не культивированная мертвая вещь. Поменьше привычек, и вы более полны жизнью. Если не будет совсем привычек, вы будете сама жизнь. Привычки окружают вас как мертвая корка, вы замыкаетесь в них, вы попадаете в капсулу; как семя вы покрываетесь плотной оболочкой. Будьте гибки.
Йога учит вас вырабатывать противоположное всему плохому. Бороться со злом и достигать добра. Убейте в себе насилие и станьте миролюбивыми, культивируйте в себе ненасилие. Всегда делайте противоположное и заставьте себя принять противоположное за образец. Это путь солдата — малое учение.
Тантра — это великое учение — высочайшее. Что утверждает тантра? Тантра говорит: не создавайте в себе никаких конфликтов. Принимайте и то и другое, и через приятие обоих происходит трансценденция, не победа, но трансценденция. В йоге есть победы, в тантре их нет. В тантре есть просто трансценденция. Дело не в том, что насилию вы противопоставляете ненасилие, а в том, что вы просто поднимаетесь над обоими, вы становитесь чем-то третьим — свидетелем.
Однажды я сидел в лавке мясника. Он был очень славным человеком, и я часто приходил к нему в гости. Был вечер, и он уже собирался закрыть лавку, когда вошел человек и попросил курицу. Буквально за несколько минут до того он сказал мне, что все было продано - осталась только одна курица. Он очень обрадовался, принес курицу, бросил ее на весы и сказал: «Она стоит 5 рупий».
Человек сказал: «Это хорошая курица, но я собираюсь устроить обед, придет много друзей, но эта курица мне кажется слишком маленькой, мне бы хотелось курицу побольше». Я знал, что это была единственная курица, больше ничего не осталось. Мясник немножко подумал, отнес курицу в заднюю комнату, постоял там немножко, вернулся, бросил курицу на весы — ту же самую — и сказал: «За эту семь рупий». Покупатель сказал: «Знаете что, я возьму обе». Тогда мясник не знал, что ему делать.
В такой же тупик тантра ставит само существование. Тантра говорит: «Я беру и то и другое». Нет двух. Ненависть есть не что иное, как другая сторона любви. А гнев есть не что иное, как другая сторона сострадания. Насилие — это всего лишь другое лицо ненасилия. Тантра говорит: «Знаете что, я беру и то и другое. Я принимаю обоих». И внезапно, через это приятие происходит трансценденция, потому что нет двух. Насилие и ненасилие не есть две разные вещи. Гнев и сострадание не есть разное. Любовь и ненависть не есть разное.
Понаблюдайте за этим, и вы поймете, что это так, но поскольку вы не осознаете этого, вам трудно понять. Ваша любовь переходит в ненависть в течение секунды. Разве это было бы возможно, если бы они были разными! На это не требуется даже секунды: в один момент вы любите, а в другой момент ненавидите одного и того же человека. Утром вы его любите, днем ненавидите, а вечером любите опять. Эта игра любви и ненависти нескончаема. По сути дела неправильно употреблять два слова любовь и ненависть: правильнее было бы одним словом любовь-ненависть, гнев-сострадание, потому что это одно и то же явление, они не есть разное. Вот почему любовь может переходить в ненависть, ненависть переходит в любовь, гнев может превратиться в сострадание, а сострадание — в гнев.