То, что не может быть сказано, должно быть сказано ученику. То, что нельзя выразить, что абсолютно невидимо, должно быть открыто ученику. Это зависит не только от учителя, в большей степени это зависит от ученика. Тилопе повезло, что он нашел Наропу. Были неудачливые учителя, которым не удалось найти ученика, подобного Наропе. То, чего они достигали, исчезло вместе с ними, потому что некому было принять это. Иногда учителя путешествовали тысячи миль, чтобы найти ученика. Тилопа сам отправился из Индии в Тибет, чтобы найти Наропу, своего ученика. Тилопа бродил по всей Индии и не мог найти человека, обладающего такими качествами, который мог бы принять такой дар, который мог бы оценить его, и был бы в состоянии принять его, и переродиться, благодаря нему. И как только Наропа получил дар, он полностью переродился. Говорят, что Тилопа сказал Наропе — иди и найди своего Наропу. Наропе тоже повезло в этом. Он сумел найти ученика по имени Марпа. Марпе тоже повезло, он смог найти ученика по имени Миларепа. Но затем традиция прервалась, и уже не было больше учеников такого высокого уровня. Много раз религия появлялась на земле и исчезала. Много раз она еще будет появляться и исчезать. Религия не может стать церковью, религия не может стать сектой. Религия зиждется на личном общении, на личном переживании. Религия Тилопы существовала только для четырех поколений, от Наропы до Миларепы. Затем она исчезла. Религия подобна оазису: пустыня велика и иногда в какой-то части пустыни возникает оазис. Пока он существует, ищите его, пейте из него — это большая редкость.
Иисус часто говорил своим ученикам: «Я буду здесь еще совсем недолго, и пока я здесь, ешьте меня, пейте меня, не упускайте этой возможности». Потому что в течение тысячи лет человек, подобный Иисусу, может не появиться. Пустыня велика. Оазис иногда появляется и исчезает, потому что оазис приходит из неизвестного и на этой земле ему нужен якорь. Если якоря нет, он не может оставаться здесь, и Наропа - это якорь.
То же самое и я вам скажу - пока я еще здесь недолго, не теряйте возможности, а вы можете растерять ее по пустякам. Вы можете продолжать заниматься чепухой, умственным хламом, размышлять за и против, а оазис скоро исчезнет. Вы можете думать ЗА и ПРОТИВ позднее, а сейчас пейте из него, потому что вам предстоит прожить много жизней, в которых будете размышлять ЗА и ПРОТИВ без спешки. Но пока он существует, пейте из него.
Когда вы утолили жажду Иисусом или Наропой, вы полностью переродились, и эта перемена очень-очень легкая и простая, это естественный процесс. Все, что необходимо — это стать почвой и принять семя, стать чревом и принять семя.
«Махамудра выше слов и символов, но тебе Наропа, искреннему и верному, это должно быть сказано». Это нельзя произнести, это не произносимо, но это должно быть сказано для Наропы. Когда ученик готов, появляется учитель. Должен появиться. Когда есть глубокая потребность, она должна быть удовлетворена. Все бытие отвечает на вашу глубокую потребность — но она должна существовать. Иначе вы пройдете мимо Тилопы, Будды и Иисуса и, возможно, даже не будете способны увидеть, что вы упустили Иисуса.
Тилопа жил в этой стране, никто его не слушал, а он был готов передать высочайший дар. Что случилось? А это случалось в этой стране много раз. Очевидно, этому должно быть какое-то объяснение. И такое случалось в этой стране чаще, чем в любой другой. Потому что здесь рождались многие Тилопы. Но почему случилось, что Тилопа должен был отправиться в Тибет, а Бодхидхарма — в Китай? Наша страна слишком много знает, в ней слишком преобладает голова. Вот почему здесь трудно найти сердце - страна браминов и пандитов, страна философов. Они знают все Веды и Упанишады. Они на память читают все тексты. Это страна разума. Вот почему здесь такое случалось много раз. И даже я чувствую часто, что, когда ко мне приходит брамин, с ним трудно общаться. Человек, который слишком много знает, становится почти невыносимым. Потому что он знает без истинного понимания. Он собрал много доктрин, теорий, текстов, которые лежат грузом на его сознании, они не живут. Все это не произошло с ним, все это заимствовано, а все что заимствовано - гнилой хлам, выбросьте его как можно скорее.
Истинно только то, что происходит с вами. Истинно только то, что цветет в вас. Только то, что растет в вас, является истинным и живым. Запомните навсегда: избегайте заимствованного знания.