верх. Наблюдайте за всем этим — за произвольными и непроизвольными действиями. Вот момент, когда вы владеете собой и можете остановиться, когда еще возможен возврат и вот момент, когда нельзя вернуться, возврат уже невозможен, теперь тело одержало верх, и вы уже не владеете им. Наблюдайте за всем, и вы увидите массу всего. Все так сложно — нет ничего более сложного, чем секс, потому что в него вовлечены тело и ум — не вовлечен только свидетель, только нечто одно всегда остается вне этого. Свидетель — это посторонний. По самой своей природе свидетель не может стать своим, не посторонним. Найдите этого свидетеля и тогда вы окажетесь на вершине горы, а все происходит в долине, и вам до этого нет дела. Вы просто смотрите, какое вам до этого дело? Как если бы все это происходило с кем-то другим. То же самое с жадностью и гневом: все очень сложно. Если вы сможете наблюдать за отрицательным, всеми чувствами, вы получите удовольствие. Просто запомните одно: вы должны быть свидетелем, тогда разрывается отождествление, тогда корень отсечен. А когда корень отсечен, когда вы не считаете себя совершающим действие, внезапно все изменяется. Это изменение внезапно, в нем нет постепенности.
Отсеките корни дерева, и листья умрут.
Рассеките основу ума, и сансара падет.
В тот момент, когда вы рассечете основу ума и с ней отождествление, падет сансара, весь мир падет как карточный домик. Легкого ветерка осознания достаточно, чтобы весь дом упал. Внезапно вы здесь, больше не в миру — вы преступили. Вы продолжаете жить по-старому, делаете то же, что и раньше, но ничего не прежнее, потому что вы уже сами не прежний. Вы стали совершенно новым существом — это и есть второе рождение. Индусы называют это двидж — дважды рожденный. Это второе рождение — рождение души. Это то, что Иисус назвал воскрешением. Воскрешение — это возрождение тела, это новое рождение сознания.
Рассеките основу ума, и падет сансара.
Любой светильник, в мгновение рассекает
Тьму долгих кальп, долгих веков.
Не беспокойтесь о том, каким образом внезапный свет рассеивает тьму веков, миллионы жизней. Он рассеет ее потому, что тьма не имеет плотности, не имеет основы. Неважно, каков ее возраст — одно мгновение или много тысяч лет. Отсутствие не может увеличиваться или уменьшаться, отсутствие - всего лишь отсутствие. Когда есть свет, тьмы больше нет. По существу тьма не рассеивается, потому что нечего рассеивать. Это не значит, что когда вы зажигаете свет, тьма уходит — нечему уходить. В действительности ничего и не было — было просто отсутствие света.
Приходит свет, и нет тьмы.
Ясный свет разума в одно мгновение
Сожжет пелену незнания.
Буддисты употребляют слово «ум» в двух значениях: «ум» с маленькой буквы и «Ум» с большой. «Ум» с большой буквы означает свидетеля, сознание. Употребляя «ум» с маленькой буквы, они имеют в виду то, что подвергается наблюдению. Оба являются умом, вот почему одно слово обозначает обоих, но с маленькой разницей. С большой «У» - вы свидетель, с маленькой «у» — вы то, что наблюдается — мысли, эмоции, гнев, жадность, все.
Почему употребляется одно слово? Зачем создавать неразбериху? На это есть причина - когда поднимается «Ум» с большой «У», «ум» с маленькой «у» поглощается им. Как реки впадают в океан, так миллионы умов вокруг Ума — все впадает в Него, энергия возвращается.
Жадность, гнев, зависть — все это центробежные силы энергии, которые движутся от центра. Когда же появляется «Ум» с большой буквы, в котором находится свидетель и молча наблюдает, все реки меняют направление. До этого они текли от центра к периферии — внезапно они поворачиваются вспять, становятся центростремительными, они уже впадают в великий «Ум» — все поглощается им. Вот почему употребляется то же самое слово.
Ясный свет Ума в одно мгновение
Сожжет пелену незнания.
В один момент сгорает все незнание — это внезапное Просветление.
Тот, кто цепляется за ум,
Не видит истины того,
Что за пределами ума.
Если вы держитесь за ум, за мысли и чувства, вы не в состоянии увидеть то, что за пределами ума — великий Ум, потому что если вы цепляетесь; как вы увидите? Ваши глаза ослеплены самим этим процессом. Если вы цепляетесь за объект, разве можно разглядеть субъект? Нужно отбросить само «цепляние».