Почему вы спрашиваете о значении? Вы хотите объяснить это. Вы хотите создать словесную модель. Вам нужно общение, не единение. Ноэтоне значит ничего. Это просто есть во всей своей своей славе. Это и есть значение, но никакого смыслового значения нет. Значение экзистенциально. Смотрите, наблюдайте, чувствуйте, двигайтесь в это; позвольте этому двигаться в себя — но не задавайте вопросы. Когда вы задаёте вопрос, начинается университет — и вы не способны увидеть за этим универсум, вселенную. Если вы хотите увидеть вселенную, универсальное, не спрашивайте… некому ответить вам. Вам нужно совершенно иное качество бытия — только так вы сможете установить контакт…
Говорят, что один мастер дзэна — и это очень редкий феномен, почти невероятный, потому что ум испуган — расписывал стену в дворце императора, и император снова и снова спрашивал: «Готово уже?» И всё время получал ответ: «Подожди ещё немного, ещё немного».
Проходили годы, и хозяин дворца говорил: «Это занимает слишком много времени. Ты не позволяешь мне даже войти в эту комнату, — этот человек закрылся в комнате и работал, — ты работаешь там день за днём… месяцы, годы — а я уже старею… Мне не терпиться увидеть, что там, внутри этой комнаты. Не готово ли ещё?»
Мастер сказал: «Роспись давно готова — но я наблюдал за тобой. Ты не готов. И если ты не готов, кому я буду показывать это?»
Сущее уже здесь — оно готово, оно ждёт. В каждом моменте, в каждом повороте дороги, просто за углом — оно ждёт беспрерывно, всегда. У него бесконечное терпение, оно ждёт — но вы не готовы.
История гласит, что в один день император всё же был готов и мастер сказал: «О’кей, теперь можно войти».
Они вошли в комнату — никто другой не был больше допущен туда. И роспись была поистине чудесна. Даже нельзя было сказать, что это простая картина — она выглядела, как реальность. Художник изобразил холмы и долины, и они выглядели почти трёхмерными, такими, как они в жизни. И между холмами была маленькая тропинка, уходящая куда-то вглубь… И теперь самая трудная часть истории — император спросил: «Куда ведёт эта тропа?»
Художник ответил: «Я ещё не ходил по ней — но погоди, я пойду и посмотрю».
И он ступил на тропу, и вскоре исчез за холмами и никогда больше не вернулся.
Это то, чтоозначаеттайна.
О ней говорит всё вокруг — не говоря ни слова.
Если вы двигаетесь в природу, чтобы узнать куда она ведёт, не стойте снаружи, задавая вопросы, — так вы ничего не добьётесь; вы должны пойти в глубину. И если вы отправитесь в путь, вы уже не вернётесь, потому что само погружение в существование… на этом пути вы потеряете своё эго, вы исчезнете. Вы достигнете цели, но вы никогда не возвратитесь, чтобы поведать об этом. Художник никогда не вернулся. Никто не возвращается. Никто не может вернуться, потому что, чем больше вы становитесь существованием, тем более вы потеряны.
Существование открывает перед вами миллионы дверей — но вы стоите снаружи, вы предпочитаете иметь какие-то знания об этом и не входить. Но вы не можете быть ВНЕ природы. Я хотел бы повторить ещё раз эти слова: нет и не может быть ничего вне природы; всё внутри неё. Как может что-нибудь быть вне природы?Целое внутренне. Ум же пробует проделать невозможное — он хочет быть вне, стоять в сторонке, наблюдать, не вовлекаться, просто знать, что это и то означает. Нет, вы вынуждены участвовать. Вы должны двигаться в это и стать с этим едины, рассеяться подобно облаку среди неба неизвестного…
Теперь послушайте эти слова Гераклита:
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЛУЧШЕ ЭТОГО —
ВЕЩИ СЛУЧАЮТСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ ТАК,
КАК ОНИ САМИ ПОЖЕЛАЮТ.