Тот, кто накапливал, сказал: «У тебя нет никаких денег, поэтому мы не можем заплатить лодочнику. Что ты можешь сказать об этом? Ты меня упрекаешь в том, что я накапливаю, но теперь, если бы у нас не было денег, мы бы оба умерли». И он продолжил свою мысль: «Деньги нужны». Но человек, который верил в отречение, засмеялся, но не сказал ничего. Тот, кто накапливает, заплатил, и они пересекли реку и достигли другого берега. Тот, кто накапливает, снова сказал: «Теперь помни: в следующий раз не спорь со мной. Видишь, деньги помогают; без денег мы бы умерли. Целую ночь нам пришлось бы провести на этом безлюдном берегу в этом опасном месте. Здесь много диких животных».
Другой бхиккху засмеялся и сказал: «Но мы смогли перебраться на другой берег реки только потому, что ты смог отказаться от денег. Это произошло не из-за того, что ты накапливал, не из-за этого мы выжили. Если бы ты настаивал на том, чтобы накапливать, и отказался бы платить лодочнику, мы бы умерли. Именно из-за того, что ты смог отречься, из-за того, что ты смог отказаться от части денег, из-за того, что ты смог отдать их — именно поэтому мы выжили».
Должно быть, их спор продолжается до сих пор, но помните: я не против денег. Но я и не за них. Я за то, чтобы ими пользоваться. Вы можете обладать ими, вы можете быть владельцами денег, но вы станете действительными владельцами лишь в то мгновение, когда сможете давать, и именно в горловом центре происходит этот синтез, и вы можете принимать, и вы можете отдавать.
Есть люди, которые переходят от одной крайности к другой. Сначала они не умели давать, они могли только получать. Потом они меняются, и они бросаются в другую крайность. Теперь они могут только давать, но они не могут получать. Это однобокость. Настоящий человек способен как принимать дары, так и давать их. В Индии вы найдете многих санньясинов, многих так называемых махатм, которые не будут прикасаться к деньгам. Если вы будете давать им, они вернут вам обратно, бросят вам, как будто вы дали им змею или какую-то отраву. То, что они бросают их обратно, показывает на то, что они бросились в другую крайность. Теперь они неспособны получать, и снова их горловой центр действует только наполовину. А этот центр никогда не будет действовать по-настоящему, если он будет действовать только наполовину, если он не будет действовать полностью. До тех пор пока колеса не будут двигаться и делать полный оборот, что будет приводить к тому, что энергия будет двигаться, и будут создаваться новые энергетические поля.
Потом идет центр третьего глаза. В центре третьего глаза встречается правая и левая, Пингала и Ида и превращаются в Сушумну. Два полушария мозга встречаются в третьем глазе. Это происходит между двумя глазами. Один глаз представляет правое, другой глаз представляет левое, а это происходит прямо посередине. Левое и правое полушария встречаются в третьем глазе, и это очень высокий синтез. Люди могут описывать только до этого мгновения все то, что происходит, вот почему Рамакришна не мог описывать то, что происходит в третьем глазе. И когда он говорил о высшем синтезе, окончательном синтезе, который происходит в Сахасраре, он постоянно впадал в состояние Самадхи, в состояние тишины. Его начинало тянуть, это было слишком, это было подобно потоку воды, который его сносил в океан. Он не мог оставаться в сознании, не мог остаться бдительным.