На Востоке никогда не существовало ничего подобного психоанализу. Это не означает, что на Востоке люди никогда не осознавали мира психологии. Они осознавали его еще глубже, чем любое общество когда-либо, но мы на Востоке создали совершенно другой вид человека, который помогает другим. Мы называем такого человека гуру, мастером. В чем отличие между гуру и психоаналитиком? Отличие в том, что у психоаналитика есть собственные трудности, еще не разрешенные, а у гуру нет трудностей. Когда у вас нет трудностей, ваше видение ясное, и тогда вы можете поставить себя на место другого. Когда в вас нет никаких трудностей, никаких страстей, сложностей, одержимостей, нет ничего, вы полностью чистые в уме, ваш ум исчез, и вы достигли состояния не ума, и тогда вы можете видеть. Тогда вы не будете объяснять с собственной точки зрения, вы будете объяснять с вселенской точки зрения. Ваши объяснения станут жизненными.
Третье время — это истинное время, жизненное. Реальное время — это вообще не время, потому что реальное время — это вечность. Позвольте мне объяснить это вам.
Хронологическое время нейтрально. На Западе Зенон доказал это уже давно. На Востоке Нагарджуна доказал это настолько глубоко, что этот вопрос никогда не обсуждался больше. На самом деле, Зенон и Нагарджуна — это два человека, которые выдвигали неоспоримые доводы. Никто не мог опровергнуть их, их аргументы были настолько глубокие и абсолютные. Зенон и Нагарджуна говорят, что вся концепция времени, хронологического времени, нелепа. Позвольте мне рассказать вам несколько вещей об этих двух людях и об их анализе хронологического времени.
Они достигли высшей вершины анализа времени. Никто никогда не смог превзойти их или улучшить. Они говорят: «Что такое время?» Вы говорите: «Это процесс». Одно движение идет в прошлое и исчезает, другое движение идет из будущего в настоящее, остается там какое-то время, потом снова движется в прошлое и опять исчезает. Это процесс времени. И в одно мгновение может быть только одно время. Никогда два мгновения не могут соединиться вместе. Прошлое, будущее, и между ними находится настоящее.
Теперь Нагарджуна и Зенон говорят: «Откуда исходит это мгновение? Разве будущее уже существует? Если оно не существует, как из несуществующего может появиться настоящее мгновение?» И они создают трудность. Они говорят: «Куда движется настоящее мгновение в прошлом? Накапливается ли оно в прошлом?» Если вы говорите, что оно остается в прошлом, то оно тогда еще не стало прошлым. Если вы говорите, что оно было в будущем и только сейчас открылось нам, что оно всегда было в будущем, тогда Нагарджуна и Зенон утверждают, что вы не можете назвать это будущим, оно всегда было настоящим. Если будущее есть, то можно сказать, что будущего пока еще нет, потому что будущее как раз означает то, чего еще нет. Если прошлое есть, то прошлого нет, потому что прошлое означает как раз то, что перестало существовать.
Поэтому, какую бы возможность вы ни выбрали, если вы говорите, что будущего нет, и внезапно из пустоты появляется настоящее, они будут смеяться. Они скажут вам: «Вы говорите чепуху. Как из несуществующего может возникнуть существующее? И как существующее может погрузиться в несуществующее снова?» Они говорят: «Если с обеих сторон есть несуществующее, как посередине может быть существующее? Оно тоже должно быть несуществующим». И вот вы попали.