Я сам в детстве никогда не играл, хотя мне никто не запрещал этого. Просто меня гораздо больше интересовали поэзия, философия, религия — это было мое увлечение, это была моя игра. Это совсем другое дело. Если кто-то наслаждается поэзией, пусть он наслаждается поэзией, если кто-то наслаж-дается работой в столярной мастерской, пусть наслаждается этим — каждый в соответствии со свои-ми потребностями.
И не должно быть никакой оценки, кто выше, а кто ниже. Плотник не ниже, чем математик, а математик не выше, чем плотник, просто у математика свой интерес, а у плотника свой. Единственное, что можно сказать, это что радостный человек — это нормально, а печальный человек — это ненормально.
Таким образом, все, что приносит радость в вашу жизнь, добродетельно. Но вас учили как раз об-ратному: все, что приносит радость — это грех, а все, что причиняет вам страдания — добродетель. На этом держится церковь, на этом держатся священники; благодаря этому возможна любая эксплуа-тация. Когда человек отвлечен от своего существа, от своей радости, возможна любая эксплуатация.
Ты говоришь:
Я постоянно чувствую себя виноватым, как будто я совершил великое преступление.
Ты не совершал, и никто не совершал великих преступлений. Все преступления мелки. Да, так на-зываемые великие преступления тоже мелки; великих преступлений не существует. Человек не мо-жет совершать ничего великого — ни великих добродетелей, ни великих преступлений. Все, что мо-жет совершить человек — мелко. Потому что человек мал и ограничен. Великое способен совершать только Бог — вы забыли об этом. Все, что вы можете сделать в своей маленькой жизни — это иметь немного радости, немного света, немного смеха.
Священники, попы, так называемые святые — все против вас. Но если вы заглянете вглубь их су-щества, вы будете удивлены: они такие же люди, как и вы. Если им хватит храбрости поделиться с вами, вы будете удивлены: им свойственно все то же самое, что и любому другому человеку. Их сновидения так же полны сексуальных фантазий, что и ваши — и даже в еще большей степени, потому что они больше в себе подавляют. Абсолютно все их сновидения сексуальны; у вас могут быть и несексуальные сновидения, но у священников все сновидения сексуальные. Когда вы поститесь, вы пируете во сне — ваше тело требует этого.
Я слышал:
Два брата умерли одновременно и вместе прибыли к Жемчужным Вратам; там их встретил святой Петр. Он спросил первого брата:
— Была ли твоя жизнь на земле праведной?
И тот ответил:
— О, да, Ваше Святейшество. Я был честным, трудолюбивым, вел трезвую жизнь и никогда не пу-тался с женщинами.
— Хороший парень, — похвалил святой Петр и подарил ему прекрасный, сверкающий белый роллс-ройс, — Это вознаграждение за то, что ты был таким праведником.
Затем он обратился ко второму брату:
— А ты что скажешь?
Тот ответил:
— Ну, я всегда был полной противоположностью моему брату. Я обманывал, пил, был ленив и любил приударить за женщинами.
— Ну что ж, — сказал святой Петр, — мальчики есть мальчики. По крайней мере, ты признался в этом. Тогда ты получишь вот это, — и он дал ему ключи от «мини минор».
Когда браться усаживались в свои машины, один из них — который был гулякой — вдруг начал громко хохотать. Другой спросил его:
— Над чем ты так смеешься?
И тот ответил:
— Я только что видел приходского священника, едущего на велосипеде.