Мой подход состоит в том, чтобы помочь вам сделать ваше путешествие радостным. Важен не только конец пути — духовный человек интересуется только концом. Он спешит, ему не терпится достичь конечной цели; он не интересуется, что происходит на обочине дороги. А там цветут мил-лионы цветов, там поют птицы, и восходит солнце, и ночью небо полно звезд. И все это тоже пре-красно. Пусть ваше путешествие тоже будет прекрасным.
Если можно пройти через эти зачарованные земли, почему этого не сделать? Однако вашим глав-ным интересом должна оставаться осознанность. И вы должны следовать тому, что раскрывает вам ваша осознанность. Пусть ваша осознанность станет для вас единственным законом. Я не собираюсь давать вам никаких других законов.
Третий вопрос:
Вопрос 3
Ты много раз говорил, что сначала необходимо прикладывать огромные усилия, но затем наступа-ет момент, когда все усилия прекращаются. Ты достигаешь некоего предела, когда все дальнейшие попытки открыть дверь оказываются бесполезными. И тогда однажды ты отступаешь назад, и дверь открывается сама собой. Всю свою жизнь я стремилась достичь просветления, и теперь на-стал такой момент, когда я потеряла всякий интерес к жизни, к познанию, к медитации, к дости-жению. Всё это утратило для меня какой-либо смысл. Однако я не чувствую, чтобы я подошла к пределу моих усилий, когда происходит эта компенсация – когда «инь» дополняет «ян».
Не происходит ли на пути к окончательному прекращению усилий, много промежуточных подъё-мов и спадов, когда энергия обращается вспять, и мы отдыхаем, не прикладывая ни каких усилий? Как распознать этот последний предел?
Вопрос задала Элис Олбрайт.
Итак, сначала ты спрашиваешь: Ты много раз говорил, что сначала необходимо прикладывать ог-ромные усилия, но затем наступает момент, когда все усилия прекращаются. Ты достигаешь не-коего предела, когда все дальнейшие попытки открыть дверь оказываются бесполезными.
Нет, я не говорил этого, я не говорил, что дальнейшие попытки открыть дверь оказываются беспо-лезны. Дальнейшие попытки открыть дверь просто становятся невозможны. И это значит, что вы достигли предела ваших усилий. Дело не в том, что прикладывать дальнейшие усилия бесполезно; дело не в том, что вы решаете, что теперь прикладывать усилия бесполезно. Нет — вы просто не мо-жете больше прикладывать усилий. Вы уже вложили всю свою энергию, и больше ничего не оста-лось. Это не от вашего решения зависит — делать дальнейшие попытки или нет. Если вы решаете, значит до предела вам еще далеко. Вы могли бы приложить еще немного усилий, но решили, что это бесполезно. Нет, такого я вам не говорил.
Предел достигнут только тогда, когда дальнейшие усилия уже невозможны. Вы просто не способ-ны больше на это. Вы вложили все, что у вас было, и больше ничего не осталось. Вы просто полно-стью лишились сил, вы истощены. И когда вы полностью истощены, это значит, что вы достигли предела своих усилий.
Запомните, вы не решаете прекратить прикладывать усилия; вы просто больше не способны ни на какие усилия — даже если бы вы захотели, даже если бы вы решили: «Ну, еще чуть-чуть». Вы исто-щены, вы обессилены, у вас не осталось никаких сил. Вы потерпели полный крах. Запомните это слово — «крах».
Поэтому я не говорил, что дальнейшие попытки открыть дверь оказываются бесполезными. И тогда однажды ты отступаешь назад, и дверь открывается сама собой. Я никогда не говорил
этого.