Двигаться за пределы четвертого тела -- очень важная вещь. Вплоть до четвертого тела вы -- человек. А теперь вы становитесь сверхчеловеком. В первом теле вы всего лишь животное. Со вторым телом в вас проявляется человеческое. И только в четвертом оно полностью расцветает. Цивилизация не пошла дальше четвертого. За пределы четвертого -- значит за пределы человеческого. Нельзя отнести Христа к разряду людей; Будда, Махавира, Кришна -- все они тоже выходят за пределы человеческого. Они сверхчеловеки. Взгляд вверх -- это прыжок из четвертого тела. Когда я смотрю на свое первое тело снаружи, я всего лишь животное, имеющее возможность стать человеком. Единственная разница в том, что я могу стать человеком, а животное не может. Но в данный момент мы с ним оба ниже человеческого уровня, мы недочеловеки. Однако у меня есть возможность идти дальше. И начиная со второго тела происходит расцвет человеческого существа. Нам кажутся сверхлюдьми те, кто находится в четвертом теле. Это не так. Эйнштейн или Вольтер кажутся сверхчеловеками. Но они не таковы. Они являют собой полный расцвет человеческого существа, а мы находимся ниже человеческого уровня, и потому они выше нас. Однако они не поднялись над человеческим. Только Будда, Христос или Заратуштра (Зороастр) более чем люди. Взглянув вверх, подняв свое сознание вверх от четвертого тела, они перешли границу ума. Они трансцендировали ментальное тело.
Есть притчи, в которых стоит разобраться. Мухаммед говорит, что, когда он взглянул вверх, что-то снизошло к нему сверху. Мы объясняем это "сверху" географически, и небо становится обителью богов. Для нас "верх" значит небо; "низ" означает пространство под землей.
Но при таком объяснении символ не был понят. Когда Мухаммед смотрит вверх, он смотрит не на небо; он смотрит на аджну. Когда он говорит: нечто снизошло сверху -- это правильное ощущение. Но для нас "верх" имеет иное значение.
На всех изображениях Заратуштра смотрит вверх, его глаза никогда не бывают опущены вниз. Он смотрел вверх, когда впервые увидел Божественное. Божественное сошло к нему в виде огня. Вот почему персы поклонялись огню. Ощущение огня приходит из аджны. Когда устремляешь взор кверху, эта точка начинает пылать, как будто все горит. Благодаря этому горению вы преображаетесь. Нижняя сущность сгорает, уничтожается, и в результате рождается высшее существо. Вот что означает "пройти сквозь огонь".
После пятого тела вы попадаете в другую область, в иное измерение. Движение от первого тела к четвертому идет от внешнего к внутреннему, от четвертого к пятому -- снизу вверх; от пятого тела движение идет от эго к не-эго. Это совершенно другое измерение. Речь идет не о внешнем и внутреннем, восхождении или нисхождении. Вопрос теперь в "Я" и "не-Я". Все дело теперь в том, есть центр или его нет.
До пятого тела человек не имеет центра -- он расщеплен на множество частей. Только в пятом теле есть центр: единство, целостность. Но центр становится эго. Теперь этот центр будет препятствием дальнейшему росту. Каждый шаг, который был помощью, становится помехой для дальнейшего прогресса. Вам придется сжигать все те мосты, которые вы проходите. Они помогли вам перебраться на другой берег, но если вы будете привязаны к ним, они станут помехой.
Вплоть до пятого тела нужно создавать центр. Гурджиев называет этот пятый центр кристаллизацией. Теперь нет слуг, хозяин все взял в свои руки и стал настоящим хозяином. Он пробудился, он возвратился. В присутствии хозяина слуги умолкают, хранят молчание.
Когда вы входите в пятое тело, происходит кристаллизация эго. Но теперь для дальнейшего движения эта кристаллизация должна быть снова утеряна. Утеряна в пустоте, в Космосе. Только тот, кто имеет, может потерять, поэтому говорить о не-эгоичности (отсутствии эго) до пятого тела нелепо и абсурдно. У вас нет эго -- как вы его можете потерять? Или можно сказать, что у вас много эго, поскольку каждый слуга имеет свое эго. Вы мульти-эгоичны, мульти-личностны, мульти-психичны, но не целостны.