Много лет ко мне ходит друг. Он большой поклонник Махер Бабы. Примерно тридцать лет назад он полностью сдался Мехер Бабе, а потом уже ничего не делал. Он говорил: «Теперь делать нечего. Стоит только Мехер Бабе пожелать чего-то, как это тотчас же появится». Это замечательная мысль. Но мой друг продолжал лгать и потакать своей слабости к алкоголю. Он продолжал жить, как и раньше, но теперь он завел оправдание, которым скрывал свою слабость: «Стоит только Мехер Бабе пожелать чего-то, как это тотчас же появится. Я все оставил мастеру». Ничего не изменилось. Остались только слова, и они превратились в оправдание, скрывающее средство, и ничто не изменилось даже на йоту. Если бы он действительно оставил все мастеру, тогда вся его жизнь полностью преобразилась бы. Иначе и не бывает. Но его жизнь такая же, как и раньше, когда он жил ради своего эго, его эго не претерпело изменений.
Человек, в котором нет эго, не может злоупотреблять алкоголем. Он не может злоупотреблять им потому, что люди пьют для того, чтобы забыть о проблемах своих эго. Когда в вас нет эго, тогда в вас нет того, о чем нужно забывать, и поэтому у человека без эго нет причин пить алкогольные напитки. Человек, в котором нет эго, никогда не сердится, потому что вы сердитесь, только когда задевают ваше эго.
Поэтому я постоянно говорил моему другу: «Ты сердишься, ты алкоголик, ты не отказался от старых привычек. Ты все также воруешь, мошенничаешь, лжешь. Ты остался тем же, каким ты был до встречи с Мехер Бабой!» Но он без конца твердил, что сдал все мастеру, что теперь для него хорошо, что пожелает мастер.
Итак, есть люди, которые сдают все мастеру, и есть люди, которые убегают от мастера. Но я говорю вам, что вам нужно держаться за мастера, и вам нужно помнить, что со временем вам следует также освободиться от мастера.
Мастер оказывает большую помощь в начале вашего путешествия, и он представляет собой серьезное препятствие в конце путешествия, но мастер важен в начале.
Яма так говорит об этом Начикете:
«Невозможно постичь азы этого предмета до тех пор, пока его не станет преподавать просветленный человек».
Заметьте, что Яма тоже говорит о том, что человек не сможетпостичь азы. Посвящение без мастера невозможно, но конец путешествия всегда проходит в одиночестве, и здесь уже никогда никого не бывает.
На первой стадии начальный толчок, воодушевление подобно зажженному светильнику, который подносят к угасшему светильнику. Фитиль угасшего светильника загорается от одного всполоха пламени. Потом первый светильник, от которого перешел огонь, уже не нужен, потому что теперь второй светильник будет сиять самостоятельно. Стоит вспыхнуть фитилю светильника, как будет давать свет уже собственное пламя светильника. Теперь началось его путешествие.
Мастер нужен до тех пор, пока не зажжен внутренний светильник ученика. Но стоит ему засиять, как мастер сразу же перестает быть нужным.
Вы можете понять это в таком ключе: никто не может родиться сам по себе, для этого нужна мать. Но никто также не может оставаться в чреве независимо. Если кто-то решил, что раз уж мать зачала его в своем чреве, если она дала ему жизнь, значит, он останется в чреве, тогда погибнут и мать и ребенок. По посвящение растянется на девять месяцев. В течение девяти месяцев светильник ребенка будет сиять при поддержке света матери, на протяжении девяти месяцев дыхание матери будет и дыханием ребенка, а ее кровь будет циркулировать и как кровь ребенка. В эти девять месяцев ребенок не отделен от матери, поэтому мать поддерживает сердечный ритм ребенка. Но как только тело ребенка развилось до определенной степени, как только светильник готов сиять от своего масла и фитиля, как только сформировался организм тела, и легкие ребенка приготовились дышать самостоятельно, так ребенок сразу же должен выходить из чрева.