Истина в том. Что никто не хочет быть учеником. Никто не хочет испытывать тяготы становления учеником, когда он может в один миг стать гуру! Быть учеником неудобно, потому что быть учеником значит раствориться, исчезнуть, сдаться, отбросить себя. Только тогда вы можете чему-то научиться. Но стать гуру радостно, потому что тогда не нужно сдаваться и растворяться. Напротив, радость доставляет принуждение других людей к сдаче. Гуру может уберечь свое эго, а сдача учеников может укрепить его эго. Чем больше у гуру учеников, тем сильнее его эго. По этой причине гуру беспрестанно считают и вспоминают, сколько у них учеников: «Сколько же сотен тысяч учеников пришло ко мне?» Каждое появление нового ученика питает эго гуру. Все хотят быть гуру, но никто не хочет быть учеником.
Но до тех пор, пока человек не пройдет стадию ученичества, он не способен стать гуру. Тогда все его учительство — это лишь обман. Тот, кто сам не перестал быть, не может помочь другим людям отбросить свои эго. Он может убить учеников, но не может создать их сдачу. Он способен разрушать, но не может создать пустоту в другом человеке.
Поэтому рядом с так называемыми гуру ученики становятся калеками. У них отрублены руки и ноги, их интеллект уничтожен. Они становятся тупыми и посредственными. Их тупость усугубляется, и ученики не открыты высшему озарению. Итак, ваша сдача не означает, что вы становитесь убогими, парализованными, и все же так называемые гуру, в которых до сих пор присутствует эго, могут делать только это.
Мастер — это тот, кто перестал быть. В его присутствии вы можете также перестать быть. Иначе не бывает.
Яма правильно говорит, что редко встречается человек, который может научить вас понимать истину. Он редко встречается по двум причинам: во-первых, очень трудно найти человека, который исчез как эго. Даже если вы встретите такого человека, он может оказаться не один из тех, кто могут общаться с существованием. Из ста человек, которые становятся просветленными, только один сможет сказать, что произошло с ним.
Многие люди становятся просветленными, но они составляют малый процент среди несознательных людей. В этом смысле их очень мало. Из миллионов людей становятся просветленными единицы, а среди ста просветленных людей только у одного получается быть мастером. Все просветленные люди не могут стать мастерами.
Джайны систематизировали это определение. Согласно им, всекевальгьяни, то есть все просветленные люди, не становятсятиртханкарами, мастерами. Достичь просветления — это одно, но помочь другому человеку испытать его — это гораздо более трудное занятие. Истину никогда нельзя заключить в словесное определение; выразить, объяснить, научить людей понимать и осознавать пережитое ими — это дело высокого мастерства.
По этой причине (воспользуемся джайнской терминологией), когда те, кто на протяжении многих жизней накопили необходимые условия и желания стать мастером, кто создали тиртханкара-бандху, энергетическое намерение и склонность стать мастером, кто во многих жизнях научились искусству выражения в словах своих переживаний, когда эти люди в конечном итоге переживают внутреннюю истину, тогда редко кто-нибудь из них способен выразить произошедшее с ним и передать свой опыт другим людям. Иногда проходят столетья, прежде чем кто-то сможет облечь свой внутренний опыт в слова и придать своим словам правильную форму. Человеку нужны века, чтобы научиться переводить свой опыт в живое учение. Это действительно очень трудно.