Другой мир скрыт в этом мире. Божественное скрыто в материи. Божественное скрыто в, каждой частице материи, но до тех пор, пока вы будете гоняться за материальным, вы будете выбирать одну картинку, а другой образ не проявиться перед вашими глазами.
И так дело обстоит не только с вами. Даже просветленные люди испытывают такую же трудность. Когда они начинают видеть брахмана, божественное, тогда они уже не могут видеть преходящее, материальный мир. Они не просто не способны видеть его. Поэтому они называют мир майей, иллюзией. Вы решите, что вам трудно понять это, потому что, когда Шанкара говорит, что этот мир — иллюзия, вы считаете, что он делает философское утверждение, ведь если швырнете камень в ногу Шанкары, из нее хлынет кровь. Если к ноге Шанкары покатится камень, он уберет ногу, чтобы уберечь ее от удара. Шанкара тоже чувствует голод и жажду. Ему нужно пить воду, и для него недостаточно пить божественное; ему нужно есть пищу, и для него недостаточно есть божественное. Вы испытываете затруднение, слыша слова Шанкары о том, что мир есть иллюзия, что он нереален. Вы думаете: «Тогда зачем он пользуется нереальными вещами? Тогда зачем он живет с этими нереальными, иллюзорными вещами? Если мир нереален, тогда с кем говорит Шанкара? Тогда его просто некому слушать».
Вы испытываете такое затруднение, потому что вы ощущаете, что этот мир реален. Божественное не кажется вам реальным. Но Шанкара испытывает свое затруднение. Он видит реальность божественного, потому что для него мир исчез. Если вы бросите в его ногу камень, он почувствует, что камень бросило в него божественное. Но вам трудно понять, что Шанкара отводит ногу от камня не для того, чтобы уберечь ее от удара, а потому, что он спасает божественное в этом камне от соприкосновения с его малозначимой ногой.
Я расскажу вам старую буддистскую историю:
Один буддистский монах сказал своему ученику, что во всем сущем пребывает лишь божественное. Ученик понял его слова буквально, уверившись в таком факте, так как мастер обладал сильным характером, и юный ученик находился под большим впечатлением от него. Ученик верил во все, что утверждал мастер.
Однажды ученик шел по дороге, как вдруг на него бросился обезумевший слон. Погонщик слона кричал всем, чтобы они убирались с пути слона, но юный ученик полагал, что во всем на свете есть божественное, один брахман, то есть слон тоже божественен, поэтому ученик не испугался слона и не отошел с его пути. Но слон обезумел, он и не подозревал о такой мудрой философии. И слон не знал, что этот парень был учеником знаменитого духовного мастера. Обезумевший слон подхватил юношу бивнем и швырнул его на землю. Ученик сильно поранился.
Ученик в грязных лохмотьях пришел к мастеру и, плача, сказал ему:
— Вы неправильно учили меня. Ваш брахман, это ваше божественное, которое есть повсюду, сегодня и не подумало защитить меня!
Мастер ответил:
— Божественное в слоне сошло с ума, а божественное в погонщике слона кричало тебе, чтобы ты освободил дорогу, почему же ты не послушал погонщика и не отошел? И почему ты не послушал голос божественного в себе, который советовал тебе уступить слону дорогу?