Когда человек наберется смелости пойти к смерти и постучать к ней в двери, он обнаружит, что ее нет. Когда вы пойдете к смерти, вы обнаружите, что нет смерти, смерть не существует. Она кажется существующей только потому, что вы избегаете ее. Чем больше вы ее избегаете, тем более реальной она кажется.
Говорят, храбрые люди умирают только один раз, а в тоже время трусы умирают тысячи раз. В конце концов, какая разница между трусом и храбрым человеком? Разница в том, что трусы постоянно пытаются избежать смерти, поэтому они умирают каждый день, а храбрый человек говорит, пусть смерть приходит когда угодно, потому что он умирает только раз.
Но кто-то вроде Начикеты, кто стучится в дверь смерти, понимает, что смерти нет. Он обнаруживает, что смерти нет дома. Кто бы ни стучал в дверь смерти, он никогда не найдет ее дома. Смерть — это иллюзия. И это иллюзия уникального качества: если вы сторонитесь ее, она растет, если приближаетесь к ней ближе, она исчезает.
Например, канат лежит на темной части улицы. Вы проходите мимо и видите, что канат создает у вас иллюзию того, что это змея. Вы начинаете убегать, потеть, но ваше потение не имеет под собой никаких оснований того, что это змея. Ваше сердце начинает биться быстрее, давление повышается, вены на голове начинают пульсировать, вы начинаете бежать. И чем дольше вы бежите, тем сильнее паникуете.
Вильям Джеймс, западный психолог, имел обыкновение говорить, что люди не бегут от паники, они становятся нервозными только из-за того, что они просто бегут. Они не бегут из-за своего страха, наоборот они начинают бояться, когда начинают бежать. Некоторая правда есть в словах Джеймса. Чем дольше вы бежите, тем сильнее вы начинаете бояться, ваш бег дает энергию вашей нервозности, вашему страху. И чем вы активнее избегаете каната, тем вам больше кажется, что это змея.
Единственный способ узнать, что это змея: подойти поближе. Если вы посветите и подойдете поближе, вы поймете, что здесь нет змеи. Убегая, вы увеличиваете, а, приближаясь, вы уменьшаете эту иллюзию. Очень интересно, что, если вы можете это понять, вы также поймете, что в вашей жизни нет ничего, кроме иллюзии.
Женщины выглядят очень красивыми, и они выглядят всегда красивыми, пока они не разрешат вам с ними встречаться. Как только разрешат, все меняется. Если вы женитесь на женщине, то она вам не будет больше казаться такой красивой. Увидев ее, вы обычно сходили с ума, вы начинали пританцовывать; но после женитьбы ничего уже не танцует в вас, ничего уже не движется в вас. Правда в том, что мужья перестают смотреть на жен, они вообще не смотрят на них. Даже если их взгляд упал на них, они не видят их. Только жены других мужей заметны, своя жена никогда не заметна. Очень трудно заметить, когда нет уже никаких иллюзий. Все иллюзии разбились вдребезги, все стало понятным.
Что бы ни казалось вам ценным, в один момент это становится не стоящим ничего, значимость теряется. Вот почему такие мудрые люди как Шанкара говорили, что мир — это иллюзия, ложь, он не реален, это майя. Майя — это то, что исчезает, когда вы подходите ближе к этому, и становится более реальным, когда вы отходите от этого.