Сегодня в России положение профессоров, врачей, инженеров и ученых очень высокое. Все они брамины, они связаны со знанием. В Америке боятся того, что в грядущие сто лет ученые станут такими могущественными, что они могут завладеть правительством, потому что все ключи к управлению окажутся в их руках. Сегодня политики кажутся очень могущественными на поверхности. Но за ними стоят ученые, которые более могущественны, потому что у них есть ключи к атому. Раньше или позже они окажутся на вершине. Даже теперь политики ищут их совета. Как только президент Кеннеди стал президентом в Америке, он немедленно призвал лучшие умы для того, чтобы советоваться с ними. Кеннеди собрал великих профессоров, писателей, поэтов, великих ученых вокруг себя потому, что кшатрии сами по себе не такие умные. Он всегда спрашивал советы у браминов. Кшатрии стоят на передовой, но именно брамины направляют их.
Есть большой город внутри тела, в котором все организовано так, что ни один другой город не может с ним сравниться. Эта работа проводится по определенной системе, все происходит настолько тихо, и полностью автоматически. И не зависимо о того, спите вы или пробуждены, работа продолжается. Работаете вы, или отдыхаете, эта работа продолжается. И вас это не беспокоит, все происходит автоматически. Вы не знаете, когда переваривается ваша пища, когда она превращается в кровь и плоть, когда мертвые клетки выбрасываются из организма. Весь город автоматически работает.
Вы находитесь в центре вашего города, и оно стоит того, чтобы уважать его. Тело дает вам возможность достигнуть рая или ада посредством него. Ли если вы хотите, вы можете освободиться от рая или ада и достигнуть мокши, освобождения. Тело — это просто средство.
Эта сутра говорит:
Человеческое тело подобно городу. Это город божественного с одиннадцатью вратами. Божественность проста. Она никогда не рождается, это чистое сознание.
Есть пять чувств, пять органов деятельности и один ум: это одиннадцать врат.
Благодаря существованию тела человек может завершить духовные дисциплины, такие как медитация. Благодаря телу он может превзойти отягченные состояния сознания и стать дживанмукта, тем, кто освобожден еще при жизни в теле. И после смерти он будет пребывать в бестелесной вечности.
Это — то.
Потом это тело, этот город, совершенно не нужен. И тогда вы освобождаетесь от механизма тела.
Это тело, подобное машине, может быть использовано двумя способами. Один способ — это самозабвение, к которому ведут желания и страсти. И другой способ — это само воспоминание, а это есть медитация. Вы можете использовать это тело для того, чтобы искать преходящие наслаждения этого мира. А что такое наслаждение? Когда бы вы ни забывали о себе на мгновение, вам кажется, что это наслаждение. Наслаждение заключается в том, чтобы забыть себя. Кто-то забывает себя благодаря тому, что пьет спиртное. Кто-то забывает себя благодаря тому, что слушает музыку. Кто-то забывает себя благодаря тому, что ест пищу или занимается сексом. Кто-то забывает себя благодаря тому, что сидит на троне. И они думают, что все это доставляет им наслаждение.
Каково ваше определение наслаждения? Когда бы вы ни забывали о себе, вы чувствуете наслаждение, а когда вы вспоминаете о себе, вы чувствуете страдание. На самом деле, когда вы вспоминаете себя, ваша боль становится более интенсивной из-за того, что вы спрашиваете себя: «А что же я делаю? Где я? Для чего все это нужно?» И после этого вы приходите в беспокойство, вас это волнует, и вы хотите забыть себя. Кто-то забывает себя благодаря тому, что читает газеты. Кто-то забывает себя благодаря тому, что читает Бхагавадгиту. Есть множество способов забыть себя, но усилие, направленное на то, чтобы забыть, продолжается.