EzoBox.ruБиблиотека эзотерики


Умирая, отец Гурджиева попросил сына обещать ему, что всякий раз, когда он будет сердиться, он будет ждать сутки, прежде чем ответить обидчику. «Если кто-то оскорбит тебя, ответь ему только через сутки», — сказал Гурджиев-отец. «Это очень странно, но, если ты велишь мне делать это, я так и поступлю», — ответил Гурджиев-сын. Его отец лежал на смертном одре, поэтому он согласился. Потом Гурджиев сказал, что он изменил все течение своей жизни, послушавшись отца, потому что спустя сутки уже не было смысла отвечать. Если кто-то оскорблял Гурджиева, он отвечал этому человеку, чтобы тот подождал ответ сутки, потому что он обещал отцу поступать именно так. Часто спустя сутки Гурджиев остывал так сильно, что уже чувствовал, будто заслужил обиду, что он должен пойти поблагодарить обидчика и сказать ему о том, что тот был прав. Но иногда Гурджиев чувствовал, что произнесенные обидчиком слова исходили из его внутренней болезни, и Гурджиев уже ничего не мог поделать с ней, и он был для того человека предлогом, чтобы ему можно было выбросить свою болезнь. Гурджиев сказал, что не было ни единого случая, когда ему хотелось реагировать сутки спустя. Двадцать четыре часа — это долгий срок. Даже если вы сможете подождать двадцать четыре секунды, ваша жизнь начнет преображаться.
Позвольте безмолвию стать пробуждением, позвольте уму раствориться в пробужденный интеллект.
«…затем растворить пробужденный интеллект в великую душу».
Это пробуждение, эта осознанность — еще не конец, потому что человеку все еще нужно делать усилия для того, чтобы оставаться осознанным. Происходящее через ваши усилия — это не ваша природа. Если вам нужны усилия для достижения чего-либо, тогда продукт этих усилий поверхностен, и усилия необходимо продолжать. Все время говорить себе: «Будь осознанным, будь сознательным» — это тоже борьба.
Эта Упанишада призывает сделать так, чтобы борьба и усилия тоже растворились в душе. Душа означает бытие, а усилие означает действие, чтобы вы ни делали. Душа означает то, что уже есть, чего нельзя достичь никакими усилиями. Слияние осознанности с душой означает, что осознанность должна стать самой вашей природой, чтобы вам уже не нужно было делать усилия для удержания своей осознанности. Поверхностно то, что приходится практиковать с усилиями. Тогда, стоит вам на миг бросить прикладывать усилия, как вы тотчас же потеряете все, чего достигли.

Однажды ко мне привели одного суфийского святого. Он мог повсюду видеть Бога, беспрестанно уже почти тридцать лет. У него были свои почитатели, которые сказали:
— Это уникальный человек. Он может повсюду видеть Бога: в дереве, камне или горе.
Я спросил этого суфия:
— Вы все еще делаете усилия, чтобы увидеть Бога?
— Что вы имеете в виду? — уточнил суфий.
Я попросил его понаблюдать за собой, а затем сказать мне, прикладывает ли он какие-то усилия для того, чтобы увидеть Бога. Я сказал ему:
— Не пытайтесь увидеть Бога три дня. Если потом Бог будет все еще видимым для вас, тогда знайте, что в вас действительно что-то произошло. Но если вы будете видеть его только через усилия, тогда в вас ничего не произошло.
Через три дня этот суфий сильно разозлился на меня. Он воскликнул:
— Вы разрушили мои усилия тридцати лет! Теперь я вижу в дереве только дерево.
— Ничего страшного, — успокоил его я. — Исчезло как раз то, чего и не было. Вы видели только потому, что на протяжении тридцати лет делали усилия, и все превратилось в привычку. Это был не ваш опыт.

Есть большая разница между привычкой и опытом. Привычка — это порядок вещей, навязанный извне, а опыт — это поток, который приходит изнутри. По этой причине осознанность, которая появляется через усилия, — это не конечный результат. В начале нужно прикладывать усилия, но скоро они должны слиться с душой, у которой нет усилий. Нужно забыть даже об этом усилии, все должно стать естественным. Вам необходимо помнить о том, что осознанность должна стать такой естественной, что для нее не придется делать какие-то усилия.
Если вся энергия ума соединится, то эта энергия станет пробужденным интеллектом. А когда интеллект полностью пробужден, ему легко быть спонтанным.