Гурджиев создал на Западе несколько небольших школ, в которых экспериментировал с малочисленной группой людей. Они пытались удерживать друг друга в бодрствовании, чтобы никто не уснул. Спустя годы усилий возникает ситуация, при которой люди учатся, как оставаться в бодрствовании. Человек, спящий в тюрьме, не может даже подумать выбраться из тюрьмы, так как первое условие — осознанность. Есть только два способа пробудить спящего человека. Первый способ в том, что его может пробудить уже пробужденный человек. Пробужденный человек означает мастера. Спящий человек спит, он и сам не знает о том, что он спит. О том, что он спит, может знать только тот, кто проснулся. На самом деле, вы узнаете о том, что вы спали, только когда проснетесь утром. Только тогда вы узнаете о том, хорошо вы спали или нет. У пробужденного человека есть опыт, через который он может узнать, хорошо он спал или плохо, но у спящего человека такого опыта нет. Спящий человек не знает даже о том, что он спит. Если вы сегодня вечером уснете и проснетесь только через двенадцать лет, вы не узнаете о том, что утро наступило гораздо раньше.
Я посетил женщину, которая спала уже девять месяцев. Она в коме. Врачи сказали, что она может спать три года, что она может вообще никогда не проснуться. Проснувшись, она так и не узнает, что утро наступило девять месяцев назад. Эта женщина до сих пор спит. Поймет ли она, что спит? Если она уснула вечером в пятницу, а проснется сегодня, она спросит, суббота ли сегодня. Она осознает утро и скажет, что крепко спала, но она так и не осознает прошедшие девять месяцев. Это известно только тому, кто бодрствовал на протяжении девяти месяцев.
Мастер — это пробужденный человек, который может пробуждать тех, кто все еще спят. Но это опасно, потому что будить спящего человека значит раздражать его. Вы смущаете его сон. Он наслаждается своими сновидениями, он отдыхает, а вы зря тревожите его.
Кант нанял слугу только для того, чтобы тот будил его по утрам в четыре часа. Кант фанатично держался за идею пробуждения рано утром. Но у него был такой характер, что он мог даже поколотить того, кто будил его. Поэтому он завел слугу, чтобы тот выполнял эту работу. Никто в семье не был готов будить Канта, потому что он бранил и даже бил того, кто будил его. Но у Канта была навязчивая идея вставать в четыре часа утра, поэтому он содержал слугу, чья единственная работа заключалась в том, чтобы будить философа, даже если все заканчивалось колотушками. Кант приказал слуге будить его в четыре часа, даже если он побьет слугу, или если слуге придется надавать Канту тумаков.
У мастера тяжелая работа. По этой причине люди начинают сердиться на мастеров. Иисуса распяли разгневанные люди, сон которых он смутил. Успенский посвятил одну свою книгу Гурджиеву, в которой он написал: «Посвящается Гурджиеву, который смутил мой сон». Но когда разрушается вас сон, возникает сильная боль, и вам очень неприятно.
Между мастером и учеником происходит борьба, потому что ученик хочет спать. На самом деле, ученик приходит к мастеру для того, чтобы выучить пару трюков, которые позволят ему спать еще крепче. Он все еще не проснулся, он просит методы более спокойного сна.
У мастера и у ученика разные намерения. Ученик хочет спать еще крепче и спокойнее, таково его намерение. Люди ищут покой, редко когда кто-то ищет истину. Ко мне никто не приходит, чтобы спросить, как узнать истину. Те, кто приходят, задают вопрос: «Как мне обрести покой?» Вы ищете глубокий сон. Вы ищете снотворное или того, кто сможет загипнотизировать вас так, чтобы вы могли храпеть еще громче.
Но у мастера другое побуждение. В каком-то смысле он враг ученика. Ученик приходит к нему искать покой, и мастер утешает его: «Приходи ко мне, ты будешь спать безмятежно». Но мастер станет будить его. И неудовлетворенность человека будет увеличиваться до тех пор, пока он не проснется. Покой придет только потом. А до того его несчастье будет возрастать, потому что он начнет осознавать всю свою внутреннюю сумятицу, о которой он не мог узнать, когда спал.