Шива в одной из своих сутр, которые он передал супруге Парвати, призывала жить так, словно у вас нет головы. Если вы сможете помнить, когда вы будете идти или сидеть, только о том, что у вас нет головы, что у вас есть только безголовое тело, если вы сможете практиковать это три месяца, то вы удивитесь, так как обнаружите, что в вашей жизни начали происходить великие изменения. Так как у вас нет головы, вы станете двигаться к сердцу, и оно станет центром вашей жизни. Если у вас нет головы, как вы станет беспокойными, нетерпеливыми, гневливыми, тревожащимися? Вы отказываетесь от всех трудностей, отказываясь от головы. Если вы будете практиковать это три месяца, вы обнаружите, что все ваши тревоги улеглись, что все бури и ветры в вашем уме исчезли. Вы стали более уравновешенными и спокойными. Вы перешли в сердце.
Ниже сердца лежит даже еще более глубокий уровень, ваш пупок, потому что первое переживание жизни начинается в районе пупка. Есть методы для достижения этого уровня. Тот, кто пришел к этому пупочному центру, достиг и своего центра, и только из этого центра вы можете общаться с божественным.
А теперь давайте рассмотрим сутры:
«Божественное распространяется во все стороны света, несмотря на то, что остается в одном месте. Оно движется всюду, хотя не делает для этого усилий. Кто может лучше меня знать это божественное, которое не раздувается от гордости из-за своего богатства?»
Эта сутра поэтическим языком намекает на отсутствие двойственности: «Божественное достигает далеких далей, даже если остается на одном месте». Это противоречивое утверждение. Как может что-то достичь далеких далей, если оно остается на одном месте? Для того чтобы добраться до отдаленного места, нужно передвигаться. Но это поэтический язык, который пытается синтезировать противоположности.
Яма говорит:
«Божественное распространяется во все стороны света, несмотря на то, что остается в одном месте. Оно движется всюду, хотя не делает для этого усилий. Кто может лучше меня знать это божественное, которое не раздувается от гордости из-за своего богатства?»
Одно из имен божественного звучит как ишвар. Ишвар — это тот, у кого полно богатства. Но люди, у которых заводятся какие-то приличные деньги, становятся эгоистичными. Даже небольшая сумма денег придает вам энергию, и вы шагаете энергичнее. Деньги опьяняют людей. Когда богатый человек становится банкротом, все его опьянение исчезает, и после этого он идет словно человек, страдающий от похмелья. Он уже не пьян, но он все равно идет как алкоголик. «Когда-то я был пьян» — у человека осталось лишь воспоминание об этом, но это воспоминание приносит в его внутренний мир несчастье и пустоту.
Ишвар — это высшее богатство. Но фраза«…которое не раздувается от гордости из-за своего богатства»указывает на трансцендентальную природу этого богатства. Оно не опьяняет людей. Это самое полное богатство, но здесь вообще нет ни бессознательного, ни эго.
Еще можно было бы понять, если бы божественное было эгоистичным, но наша эгоистичность просто абсурдна. Мы беспомощны и слабы, но, тем не менее, наше эго заявляет: «Я есть». Можно было бы понять божественное, если бы оно, полное эго, заявило: «Я есть», но божественное никогда бы не сделало такое утверждение. Но мы, такие бессильные и невежественные в нашем нынешнем качестве, осмеливаемся заявлять: «Я есть». Именно поэтому не важно, как громко вы можете кричать вопрос: «Где божественное? Я хочу встретиться с ним!», ответа все равно не будет. Ваш крик и ваша логика никогда не смогут подтолкнуть божественное к тому, чтобы проявиться и сказать: «Я здесь». У божественного нет «я». Если бы «я» было, то атеисты уже смогли бы заставить его открыться.