Возможно, вы удивляетесь тому, почему богатые люди делают столько пожертвований. Делают они пожертвования тогда, когда не знают больше, куда девать свои деньги, когда они выжали из них все возможное для себя. Это момент, когда деньги прекращают давать выгоды. Представьте, что мог купить Карнеги, Форд или Рокфеллер своими деньгами из того, чего у них еще нет. Они уже купили все, что можно купить за деньги. И деньги стали бесполезными для них. Что теперь делать со всеми этими деньгами? Начинается попытка купить небеса. Толстосум воздвигал храмы, но… коровы не давали молоко. Ничего нового нельзя куплено за деньги, и все, что можно было купить деньгами, уже купили. Деньги для них становились бесполезными, и они жертвовали их на религию. Они не вкладывали в пожертвование сердце, они вкладывали в это свой ненужный хлам.
Начикета понял это. История этой Упанишады говорит о том, что глубокая вера появилась в сердце Начикеты. На самом деле, невинность и есть вера, просто вера.
Начикета не мог спорить, но ему и не нужно было спорить. Даже маленький ребенок понимал, что эти коровы не дают молоко, почему же их дарят? Отец приходил в ярость, потому что эта маленькая правда очень вредила его эго, все это оскорбляло его. Замечание непременно, должно было задеть его. Отец тоже знал о том, что эти коровы не дают молоко, но поэтому он и дарил их. Если бы они давали хоть каплю молока, он не стал бы их дарить. Он не был таким несведущим, как Начикета. Для чистых глаз было необходимо некоторое неведение. Разум хитер, поэтому мир становится более интеллектуальным и хитрым.
Меня спрашивают: «Так много людей выходят из университетов, становясь образованными. Следовательно, обмана на земле должно быть меньше, но все наоборот, обмана становится больше!» Я говорю, что количество обмана должно увеличиваться, потому что среди интеллекта хорошо растет как раз обман. Как только человек становится более искусным в вычислениях, ясно излагающим свои мысли, его хитрости становится не меньше, а больше. Многие из людей с высшим образованием становятся умными и хитрыми. Узнайте человека, и если он, получив образование, все еще останется невинным, с простым сердцем, значит, это не человек, а сказка. Через образование невинность обычно теряется.
Отец Начикеты тоже знал о недостатке коров. Он умен, он знает математику. Он знает, что, если коровы перестали давать молоко, то пришло время подарить их кому-нибудь. Тогда, отдав коров, он ничего не потеряет, но, подарив их, он даже заслужит какую-то награду. Благотворительность была, так что, когда он встанет лицом к лицу на небесах с Богом, он может сказать о том, что подарил тысячи коров. Но если он не может обмануть даже маленького мальчика, как он сможет обмануть самого Бога?
Начикета говорил себе: «Что происходит?» При виде этих старых и бесполезных коров в мальчике просыпалось чувство, невинность, простая сердечность, а не лживость.
Я считаю, что атеизм — это часть математики, а теизм — это часть невинности. Атеист говорит, что может доказать то, что Бога нет, атеист обладает хорошей логикой и хорошо считает. И когда теист говорит, что тоже может доказать то, что Бог существует, можно предположить, что он тоже неверующий, что он тоже атеист. Истинные верующие скажут: «Хотя я не могу доказать то, что Бог существует, он все равно есть. Даже если ты докажешь, что Бога нет, я скажу, что Бог существует, потому что существование Бога не основывается на расчетах, логике и интеллекте. Это глубокое переживание моего сердца». Теисты скажут, что, как бы активно вы ни пытались доказать что-то, все ваши аргументы просто доказывают, что вы очень умны, что вы математик, логик, но существование Бога нельзя опровергнуть.