Выброси все это из головы и просто радуйся… иногда ты слушаешь, иногда не слушаешь. Слушание будет углубляться само собой. Это не искусство, которому ты можешь научиться, а умение, которое вырастет в тебе, и тебе следует подождать этого. Ты будешь все чаще слушать и открываться. Ты можешь совершать не положительные действия, а только отрицательные. Говоря об отрицательных действиях, я имею в виду, что ты можешь устранить несколько препятствий, которые не позволяют случаться твоему слушанию.
Вы не можете силой заставить себя открыться. Но вы можете пристально наблюдать и заметить, почему иногда вы готовы и открыты, почему иногда вы закрыты. Итак, вы можете находить и устранять все, что закрывает вас.
Все великие врачи мира знают о том, что их медицина не способна принести вам здоровье. Целительная сила находится в вас. Врачи могут только устранять препятствия, чтобы начала течь целительная сила. Вы не можете заставить течь эту целительную силу, но вы, без сомнения, можете совершить отрицательные действия, чтобы расчистить путь, подмести дорогу, убрать камни.
А потом ждите, и ждите с доверием, потому что все случилось даже без вашего совершения отрицательной работы.
Итак, нет причины, по которой ничего не будет происходить. Единственное, что препятствует этому (а есть много вещей, которые вам следует устранить), — озабоченный ум. Если вы слишком озабочены чем-то, а предмет беспокойства не имеет значения, тогда вы не сможете открыться. Если же вы не озабочены, тогда нет ничего, что могло бы помешать вам открыться. Но почти все люди озабочены, хотя предметы озабоченности тривиальны. Если вы внимательно приглядитесь к ним, то рассмеетесь над собой при виде того, какой вздор все время кружится в вас, создавая громадное препятствие слушанию.
Разумеется, слушание случается потому, что у вас есть уши, и они действуют, но бедные уши не в силах слушать, поскольку это инструмент слышания. Если ваш не озабоченный ум подключается к ушам, тогда слышание становится слушанием. А без слушания не бывает понимания. Поэтому просто наблюдайте, в чем заключается ваша озабоченность, и отбрасывайте ее.
Не начинайте тотчас же делать положительные усилия, потому что так вы не обретете ничего значительного. Все это является тогда, когда деятель отсутствует, а озабоченный ум — это тоже деятель. Можно опустошить свой ум. Загружаете ум именно вы — стало быть, вы способны и разгрузить его. Но слушание — это нечто за пределами вас, нечто значительнее вас, и вам здесь не справиться. Вы можете просто позволить то, чтобы нечто охватило вас, излилось на вас. Но вы, без сомнения, можете сделать одно: освободиться от озабоченности.
В чем заключается наша озабоченность? О чем мы постоянно думаем, почему мы все время обильно питаем свое мышление? Что производило мышление на протяжении вашей долгой жизни? Разве мышление — это не в чистом виде бессмысленная растрата времени? И оно стоит почти как Великая китайская стена.
Всякая философия, все религии, культуры и цивилизации помогали вам оставаться озабоченными. Все это превратило вас в глухих существ в том, что касается слушания, и все это не хочет, чтобы вы были понимающими людьми. Они боятся вашего понимания, потому что в свете вашего понимания все их выдумки исчезнут, а эти явления живут, как паразиты, за счет этих выдумок. Они хотят, чтобы эти выдумки оставались в вашем уме как реальность.