Словарное значение почти всегда оказывается недейственным в настоящем переживании. Например, словарное значение смиренности звучит так: "Обладание или демонстрация осознания своих недостатков. Это отсутствие гордости и самоутверждения и наличие скромности". Нужно понять все эти три момента.
Прежде всего, смиренный человек — это не извращенец, и он не демонстрирует осознание своих недостатков. Смиренного человека просто больше нет, он существует без эго, без личности. А без личности у вас не могут быть недостатки. Ими обладает эго. Поэтому эго ощущает глубокий комплекс неполноценности всякий раз, когда видит какой-нибудь недостаток.
Словарное значение толкует все так: если эго признает свои недостатки и демонстрирует их людям, значит, оно смиренное. Но экзистенциальная смиренность означает просто отсутствие эго, и уже некому ощущать недостатки, некому сравнивать себя с другими, чувствуя, что оно ниже в своих недостатках.
Во-вторых, словарное значение предписывает отсутствие гордости. Всякий человек, заявивший о том, что он не горд, будет гордиться этим самым фактом. Он громко объявит: "Я не горд", и если вы скажете: "Я еще смиреннее тебя, еще менее гордый, чем ты", тогда он обидится. Он гордый, но это качество приходит к нему через черный ход. Настоящая смиренность ничего не знает о гордости или ее отсутствии. Это просто малое дитя… разве он знает о том, гордый он или нет?
Мудрец возвращается в такое же состояние невинности, он ни гордый, ни не гордый — он не осознает это. Отсутствует само эго, которое могло бы украсить себя отсутствием гордости.
Словарное значение гласит: "Отсутствие самоутверждения". Человек, который не утверждает себя, непременно станет подавлять себя. Куда заведет нас утверждение? Самость существует, и эго существует. Человек может не утверждать эго, и тогда ему придется подавлять эго, но подавленное эго еще опаснее эго, которое утверждает себя, потому что подавленное эго все время набирает силу, и вы сидите на вулкане, который может взорваться в любой момент.
Подлинная смиренность ничего не знает об утверждении или подавлении. Неужели вы думаете, что роза утверждает себя, потому что она распускается в утреннем солнце и цветет, потому что она испускает свое благоухание по ветру? Это просто естественно, и здесь нет вопроса об утверждении. Для нее не важно, увидит ее кто-нибудь или нет. Ей все равно, пройдет кто-нибудь мимо нее или нет. Цветок будет постоянно танцевать на ветру, дожде, солнце, будет все время испускать свой аромат, и это просто естественно.
Смиренный человек подобен цветку. Он ни утверждает, ни по- давляет себя — он просто естественен. Когда он цветет, из него исходит аромат. Становясь просветленным, он излучает свет. Из него изливается любовь, и его сострадания так много, что ему приходится делиться им с другими людьми. Это не утверждение. Неужели вы полагаете, что когда облако изливается дождем, это утверждение? С какой стати дождевое облако должно иметь отношение к дождю? Просто облако становится все тяжелее, и влага для него — это бремя. Оно вынуждено поделиться дождем с испытывающей жажду землей. Смиренный человек просто естественен. И что бы ни выросло в этой естественности, что бы ни расцвело в ней, испуская аромат и лучась, без всякого усилия со своей стороны, это спонтанность, а не действие.