Отец Нанака постоянно говорил ему, чтобы тот прекратил бездельничал ь и сделал бы что-нибудь путное. “Хотя бы вспаши поле”, — говорил отец Нанаку.
— Этим я и занимаюсь, отец, — отвечал Нанак.
— Да какое поле ты вспахал?! Какой урожай ты когда собрал? Сколько ты в жизни заработал? Ты все время сидишь дома и палец о палец не ударишь.
— Ты прав, отец, — ответил Нанак, — ты всегда видишь, что я сижу дома. Поле, которое я обрабатываю, иное, и все, что я собрал и заработал — внутри меня. Я молю Бога, чтобы Он дал тебе увидеть, что я собрал. Я храню свой заработок, свой урожай, но он так тонок, что обычному глазу не увидеть его.
Тот, кто идет по пути религии, желает собрать урожай бесконечности, а для этого нужно бесконечное терпение. Это означает всего лишь отсутствие ожиданий. Нельзя спрашивать: “Когда я получу это”. Оставьте это Ему; это случится, когда на то будет Его воля Когда бы это ни случилось, будьте готовы принять это. Пусть пройдут века, но не жалуйтесь: “Я ждал столько лет…”
Есть такая древняя индусская история:
Нарада, небесный вестник, направлялся однажды на небеса к богу Вишну По дороге он встретил старого саньясина и спросил:
— Я иду к Богу. Ты не хочешь ему что-нибудь передать?
— Когда встретишь Его, спроси Его, сколько мне еще ждать. Я уже три перерождения как саньясин.
Нарада сказал, что обязательно передаст. Он прошел еще сколько-то и встретил другого саньясина, молодого. Он сидел под деревом и играл на однострунном инструменте. Нарада в шутку спросил его:
— Ну что, брат, не хочешь ничего Богу передать? Я иду к Вишну.
Молодой человек продолжал петь, не открывая глаз. Нарада потряс его за плечо и снова задал свой вопрос.
— Нет, брат, — ответил молодой саньясин, — мне нечего просить и не о чем спрашивать. Все мои желания Он предугадывает. Не беспокой Его упоминанием обо мне. У меня есть все, чего я только могу пожелать, и даже более того! Если можешь, передай Ему мою благодарность.
Когда Нарада вернулся с небес и встретил старого саньясина, он сказал:
— Прости меня, брат, но Вишну сказал: “Сколько листьев на этом дереве, столько раз надлежит ему родиться, прежде чем он достигнет желаемого”.
Старый саньясин был просто в ярости. Он порвал книгу, которую читал, отшвырнул мала и закричал:
— Какая несправедливость! Третью жизнь подряд я исполняю обеты, мучаю себя, и еще столько перерождений! это невозможно!”
Нарада пришел к молодому саньясину, который сидел под деревом.
— Ты не просил об этом, но я все же спросил Бога о том, как долго тебе ждать, пока ты достигнешь желаемого, и Он сказал: “Сколько листьев на этом дереве, столько раз надлежит ему родиться, прежде чем он достигнет желаемого”.
Молодой человек вскочил с места и заплясал от радости.
— Так скоро?! Как же высоко он ценит меня! Взгляни на землю! Видишь, сколько на ней опавших листьев, а сколько листьев вон на тех деревьях! А Он сосчитал для меня листья на одном этом дереве! Всего лишь столько перерождений? Как чудесно! Я недостоин этого. Как мне вынести Его благоволение? Как мне выразить мою благодарность?